Россия не смогла реализовать план по наращиванию поставок нефти через Северный морской путь (СМП) на азиатские рынки. По данным аналитического центра «Гекон», с которыми ознакомился «Коммерсантъ», с начала 2025 года объем отгрузок по этому маршруту снизился на 4,2% и составил 1,83 млн тонн, хотя количество рейсов осталось прежним — 18. Речь идет о поставках из портов Приморск, Усть-Луга, Мурманск, а также с арктической платформы «Приразломная» «Газпром нефти» в Печорском море.
Навигация по восточной части СМП, позволяющая танкерам экономить до десяти суток по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал, завершилась 28 октября. В прошлом году отгрузки по этому направлению выросли на 30% — до 1,91 млн тонн, и власти ожидали дальнейшего увеличения. Однако прогнозы не оправдались, и доля СМП в общем объеме российского экспорта нефти остается ниже 1%.
Сильнее всего выросли поставки из Усть-Луги — с 6% до 44% (0,81 млн тонн). При этом поставки из Мурманска сократились с 80% до 42% (0,76 млн тонн), несмотря на удобное географическое положение для поставок в Китай. Приморск обеспечил около 11% (0,2 млн тонн), а платформа «Приразломная» — около 4% (0,06 млн тонн).
Основным потребителем российской нефти по СМП остался Китай (1,3 млн тонн), за ним следуют Южная Корея (0,2 млн тонн) и Бруней, куда впервые была отгружена партия сорта Novy Port объемом 0,14 млн тонн. Еще 0,2 млн тонн направлено каботажем на порт Находка для дальнейшей перевалки.
Эксперты связывают рост поставок из Усть-Луги с возросшим интересом китайских НПЗ к сорту Urals и тестированием более короткого маршрута. Снижение поставок из Мурманска объясняется тем, что «Газпром нефть» и «Лукойл», подпавшие под западные санкции, предпочитают перевалку с судна на судно по южному маршруту для получения более выгодных цен.
В октябре президент США Дональд Трамп ввел санкции против «Роснефти», «Лукойла» и 34 их дочерних компаний. В ответ пять индийских НПЗ, ранее обеспечивавших две трети поставок российской нефти, полностью прекратили закупки.
Китайские госкомпании Sinopec и PetroChina также приостановили прямые закупки у российских компаний, к ним присоединились частные НПЗ. По данным Rystad Energy, ограничения затронули около 45% российского экспорта нефти в Китай.
Крупнейший турецкий НПЗ STAR переключился на поставки из Ирака и Казахстана, а компания Tupras полностью отказалась от переработки российской нефти, чтобы сохранить экспорт топлива в Европу.
источник
уникальность
Навигация по восточной части СМП, позволяющая танкерам экономить до десяти суток по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал, завершилась 28 октября. В прошлом году отгрузки по этому направлению выросли на 30% — до 1,91 млн тонн, и власти ожидали дальнейшего увеличения. Однако прогнозы не оправдались, и доля СМП в общем объеме российского экспорта нефти остается ниже 1%.
Сильнее всего выросли поставки из Усть-Луги — с 6% до 44% (0,81 млн тонн). При этом поставки из Мурманска сократились с 80% до 42% (0,76 млн тонн), несмотря на удобное географическое положение для поставок в Китай. Приморск обеспечил около 11% (0,2 млн тонн), а платформа «Приразломная» — около 4% (0,06 млн тонн).
Основным потребителем российской нефти по СМП остался Китай (1,3 млн тонн), за ним следуют Южная Корея (0,2 млн тонн) и Бруней, куда впервые была отгружена партия сорта Novy Port объемом 0,14 млн тонн. Еще 0,2 млн тонн направлено каботажем на порт Находка для дальнейшей перевалки.
Эксперты связывают рост поставок из Усть-Луги с возросшим интересом китайских НПЗ к сорту Urals и тестированием более короткого маршрута. Снижение поставок из Мурманска объясняется тем, что «Газпром нефть» и «Лукойл», подпавшие под западные санкции, предпочитают перевалку с судна на судно по южному маршруту для получения более выгодных цен.
В октябре президент США Дональд Трамп ввел санкции против «Роснефти», «Лукойла» и 34 их дочерних компаний. В ответ пять индийских НПЗ, ранее обеспечивавших две трети поставок российской нефти, полностью прекратили закупки.
Китайские госкомпании Sinopec и PetroChina также приостановили прямые закупки у российских компаний, к ним присоединились частные НПЗ. По данным Rystad Energy, ограничения затронули около 45% российского экспорта нефти в Китай.
Крупнейший турецкий НПЗ STAR переключился на поставки из Ирака и Казахстана, а компания Tupras полностью отказалась от переработки российской нефти, чтобы сохранить экспорт топлива в Европу.
источник
уникальность