Российские онлайн-ритейлеры нашли новый способ борьбы с зарубежными конкурентами
Они предлагают обязать их платить НДС в России
Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) лоббировала снижение порога беспошлинного ввоза покупок из зарубежных интернет-магазинов, но теперь решила, что лучше не пошлина, а обязательство зарубежных онлайн-ритейлеров платить НДС в России. Такая идея содержится в справке, которую подготовила АКИТ по поручению президента России Владимира Путина после встречи с участниками форума «Интернет-экономика» в конце прошлого года (документ есть у «Ведомостей»). По словам представителя АКИТ, справка будет представлена на очередном заседании рабочей группы при администрации президента по интернет-торговле в конце июня.
Ассоциация считает, что для иностранных интернет-ритейлеров надо сделать обязательной постановку на налоговый учет, если их выручка в последние три месяца превышает 2 млн руб. Это соответствует норме Налогового кодекса (п. 1 ст. 145) для российских интернет-магазинов. ИНН можно получить дистанционно, а НДС платить с каждой поставки. «Цены на сайтах уже должны будут включать необходимые фискальные платежи, потребителям не потребуется дополнительно оплачивать налоги с покупок», – пишет АКИТ в справке.
Идея АКИТ заставить иностранные интернет-магазины платить НДС аналогична налогу на Google, законопроект об этом Госдума одобрила во втором чтении, объясняет человек, знакомый с планами АКИТ. По законопроекту иностранные компании, продающие через интернет электронный контент на территории России, будут уплачивать НДС. Иностранным IT-компаниям придется создавать в России личные кабинеты налогоплательщика, вставать на учет в налоговой инспекции и по окончании налогового периода подавать сведения о продажах программного обеспечения и контента.
Сейчас с покупок онлайн за рубежом НДС не платится. «В случае с трансграничными покупками продавец находится в другой юрисдикции. При внутрироссийских покупках через eBay НДС уплачивается», – говорит российский представитель eBay Карина Грошева. Российские представители китайских онлайн-магазинов Aliexpress и JD.com на запрос не ответили.
Сейчас не облагаются пошлиной посылки суммарной стоимостью до 1000 евро за календарный месяц и весом до 31 кг, на превышение – 30% с суммы, превышающей порог, но не менее 4 евро за 1 кг.
Российские интернет-магазины с 2013 г. добиваются ужесточения норм для зарубежных конкурентов. До сих пор речь шла о снижении порога беспошлинного ввоза. АКИТ заявляла, что для пресечения серого импорта нужно ввести также ограничения на сумму ввоза товара в месяц. Снижение порога до 22 евро поддерживала и Федеральная таможенная служба, в конце апреля направившая в Минфин соответствующие предложения.
«Чтобы навести порядок в этой сфере, подход нужен комплексный, необходимо выполнить несколько условий», – заявил «Ведомостям» Алексей Федоров из АКИТ. По его мнению, надо сделать все посылки регистрируемыми («сейчас половина не сопровождается информацией, что в них лежит, сколько это стоит и кто отправитель») и перейти на учет от субъекта к объекту.
«Сейчас мы пытаемся контролировать, сколько ввез конкретный человек. А контролировать проще каждую посылку, а не покупателей», – объяснил Федоров: налог должен взиматься с каждой товарной поставки, чтобы обеспечить одинаковые правила игры для каждой товарной категории в любом ценовом сегменте. «Кроме того, таможенная пошлина может добавляться на определенные категории товаров или высокостоимостные товары, если это экономически обосновано. Сейчас у нас не выполняется ни одно из этих условий. И норматив в 1000 евро только усиливает дисбаланс в конкуренции в интернет-торговле», – сетует интернет-ритейлер.
Крупнейший российский продавец бытовой техники и электроники «М.видео» поддерживает ввод НДС-регистрации для зарубежных онлайн-магазинов. «Мы выступаем за равные условия работы на рынке как для российских компаний, так и для зарубежных, один из форматов такого регулирования – локализация операционной деятельности онлайн-ритейла в России, ввод НДС-регистрации, что положительно скажется на развитии производства в стране, создании новых рабочих мест, пополнении государственного бюджета», – перечисляет представитель ритейлера Валерия Андреева. Зарубежные онлайн-компании, ввозящие товары из-за рубежа, не обременены российскими налогами, что позволяет им предлагать более низкие цены, полагает она. «Ежегодно российская экономика недополучает 60 млрд руб. только из-за налоговых выплат», – считает Андреева.
Представитель Федеральной налоговой службы в комментарии на предложение АКИТ написал, что в отличие от трансграничной поставки электронных услуг, которые российским покупателям оказывают счетное количество иностранных компаний, интернет-торговлю ведет большое количество иностранных магазинов, в основном в Юго-Восточной Азии. Кроме того, иностранные магазины могут использовать интернет-площадки (eBay, Amazon, Alibaba), на которых оплата поступает непосредственно продавцу. Поэтому постановка на учет в российских налоговых органах торговых площадок для целей уплаты НДС не решит проблемы, заключил представитель ФНС.
Они предлагают обязать их платить НДС в России
Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) лоббировала снижение порога беспошлинного ввоза покупок из зарубежных интернет-магазинов, но теперь решила, что лучше не пошлина, а обязательство зарубежных онлайн-ритейлеров платить НДС в России. Такая идея содержится в справке, которую подготовила АКИТ по поручению президента России Владимира Путина после встречи с участниками форума «Интернет-экономика» в конце прошлого года (документ есть у «Ведомостей»). По словам представителя АКИТ, справка будет представлена на очередном заседании рабочей группы при администрации президента по интернет-торговле в конце июня.
Ассоциация считает, что для иностранных интернет-ритейлеров надо сделать обязательной постановку на налоговый учет, если их выручка в последние три месяца превышает 2 млн руб. Это соответствует норме Налогового кодекса (п. 1 ст. 145) для российских интернет-магазинов. ИНН можно получить дистанционно, а НДС платить с каждой поставки. «Цены на сайтах уже должны будут включать необходимые фискальные платежи, потребителям не потребуется дополнительно оплачивать налоги с покупок», – пишет АКИТ в справке.
Идея АКИТ заставить иностранные интернет-магазины платить НДС аналогична налогу на Google, законопроект об этом Госдума одобрила во втором чтении, объясняет человек, знакомый с планами АКИТ. По законопроекту иностранные компании, продающие через интернет электронный контент на территории России, будут уплачивать НДС. Иностранным IT-компаниям придется создавать в России личные кабинеты налогоплательщика, вставать на учет в налоговой инспекции и по окончании налогового периода подавать сведения о продажах программного обеспечения и контента.
Сейчас с покупок онлайн за рубежом НДС не платится. «В случае с трансграничными покупками продавец находится в другой юрисдикции. При внутрироссийских покупках через eBay НДС уплачивается», – говорит российский представитель eBay Карина Грошева. Российские представители китайских онлайн-магазинов Aliexpress и JD.com на запрос не ответили.
Сейчас не облагаются пошлиной посылки суммарной стоимостью до 1000 евро за календарный месяц и весом до 31 кг, на превышение – 30% с суммы, превышающей порог, но не менее 4 евро за 1 кг.
Российские интернет-магазины с 2013 г. добиваются ужесточения норм для зарубежных конкурентов. До сих пор речь шла о снижении порога беспошлинного ввоза. АКИТ заявляла, что для пресечения серого импорта нужно ввести также ограничения на сумму ввоза товара в месяц. Снижение порога до 22 евро поддерживала и Федеральная таможенная служба, в конце апреля направившая в Минфин соответствующие предложения.
«Чтобы навести порядок в этой сфере, подход нужен комплексный, необходимо выполнить несколько условий», – заявил «Ведомостям» Алексей Федоров из АКИТ. По его мнению, надо сделать все посылки регистрируемыми («сейчас половина не сопровождается информацией, что в них лежит, сколько это стоит и кто отправитель») и перейти на учет от субъекта к объекту.
«Сейчас мы пытаемся контролировать, сколько ввез конкретный человек. А контролировать проще каждую посылку, а не покупателей», – объяснил Федоров: налог должен взиматься с каждой товарной поставки, чтобы обеспечить одинаковые правила игры для каждой товарной категории в любом ценовом сегменте. «Кроме того, таможенная пошлина может добавляться на определенные категории товаров или высокостоимостные товары, если это экономически обосновано. Сейчас у нас не выполняется ни одно из этих условий. И норматив в 1000 евро только усиливает дисбаланс в конкуренции в интернет-торговле», – сетует интернет-ритейлер.
Крупнейший российский продавец бытовой техники и электроники «М.видео» поддерживает ввод НДС-регистрации для зарубежных онлайн-магазинов. «Мы выступаем за равные условия работы на рынке как для российских компаний, так и для зарубежных, один из форматов такого регулирования – локализация операционной деятельности онлайн-ритейла в России, ввод НДС-регистрации, что положительно скажется на развитии производства в стране, создании новых рабочих мест, пополнении государственного бюджета», – перечисляет представитель ритейлера Валерия Андреева. Зарубежные онлайн-компании, ввозящие товары из-за рубежа, не обременены российскими налогами, что позволяет им предлагать более низкие цены, полагает она. «Ежегодно российская экономика недополучает 60 млрд руб. только из-за налоговых выплат», – считает Андреева.
Представитель Федеральной налоговой службы в комментарии на предложение АКИТ написал, что в отличие от трансграничной поставки электронных услуг, которые российским покупателям оказывают счетное количество иностранных компаний, интернет-торговлю ведет большое количество иностранных магазинов, в основном в Юго-Восточной Азии. Кроме того, иностранные магазины могут использовать интернет-площадки (eBay, Amazon, Alibaba), на которых оплата поступает непосредственно продавцу. Поэтому постановка на учет в российских налоговых органах торговых площадок для целей уплаты НДС не решит проблемы, заключил представитель ФНС.