"Яндекс.Деньги" срывают банк.
Платежная система ищет финансового партнера.
Чтобы соответствовать требованию закона "О национальной платежной системе", "Яндекс.Деньги" готовы приобрести банк или уступить ему долю в своем капитале. Наличие банковской лицензии позволит сервису не только проводить расчеты в системе электронных платежей, оборот которых в прошлом году составил 33 млрд руб., но и выпускать банковские карты, а также заняться кредитованием. Возможен и третий вариант: получение лицензии небанковской кредитной организации (НКО), но он лишит компанию возможностей, которые дают первые два.
Согласно закону "О национальной платежной системе", операторы электронных денег к 1 октября 2012 года должны стать кредитными организациями или НКО с правом на перевод денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций. Для этого им необходимо получить соответствующие лицензии Центробанка.
"Руководство "Яндекс.Денег" рассматривает в равной степени три варианта развития: создание НКО, покупка доли в банке или привлечение стратегического партнера в капитал "Яндекс.Денег"",— рассказал "Ъ" генеральный директор "Яндекса" Аркадий Волож.
По его словам, открытие НКО позволит "Яндекс.Деньгам" продолжить работу в новых условиях и дальше поддерживать все текущие платежные продукты. Но можно пойти дальше и привлечь банковского партнера. В этом случае "Яндекс.Деньги" потенциально могут приобрести до 100% акций банка и ведут переговоры с несколькими продавцами, утверждает источник "Ъ", знакомый с ходом переговоров, не раскрывая их названия. "Выбор партнера зависит не столько от его статуса, сколько от наличия команды, которая способна помочь в развитии эффективных продуктов для розничных платежей в интернете",— объясняет господин Волож.
Генеральный директор компании "Яндекс" Аркадий Волож
Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ
Третий вариант — вхождение в капитал стратегического партнера, который будет заинтересован в активном развитии онлайн-платежей. Будет выбран такой вариант, который обеспечит наилучшие возможности для развития "Яндекс.Денег", добавляет генеральный директор платежной системы Евгения Завалишина.
По словам источника "Ъ", переговоры о продаже доли в "Яндекс.Деньгах" стратегическому партнеру также ведутся с несколькими компаниями. Сотрудник инвестбанка, слышавший о переговорах, утверждает, что "Яндекс.Деньги" могут быть оценены не менее чем в $200 млн.
Ежедневно в системе "Яндекс.Деньги" проводится более 80 тыс. платежей, оплату принимают более 3 тыс. интернет-магазинов. К началу 2011 года в системе зарегистрировано более 8 млн счетов. По итогам 2010 года выручка "Яндекс.Денег" составила 263 млн руб., во втором квартале 2011 года этот показатель составил 90,8 млн руб.(без учета платежей за размещение рекламы в системе "Яндекс.Директ").
В 2010 году общий объем пополнения электронных кошельков составил примерно 33 млрд руб., при этом 90% рынка контролировали QIWI-кошелек, WebMoney, "Яндекс.Деньги" и несколько компаний, занимающихся мобильными платежами, говорит председатель ассоциации "Электронные деньги" Виктор Достов. По его прогнозу рост рынка в этом году может составить более 50%.
Первой платежной системой, которая обзавелась собственным банком, стала компания QIWI. В октябре прошлого года холдинг QIWI Ltd объявил о покупке 100% акций 1-го Процессингового банка. У WebMoney уже есть НКО, она используется как гарант по российским электронным деньгам, отмечает представитель компании Ксения Великина. Представитель i-Free Innovations Аэлита Давыдова говорит, что компания пока не планирует создание НКО.
Получение лицензии НКО, по словам председателя совета директоров QIWI Бориса Кима, дает возможность лишь эмитировать электронные деньги. "Банковская лицензия позволяет выпускать собственные карты, а также предоставлять эквайринговые услуги. Кроме того, она открывает возможности для кредитования и ведения банковских счетов",— указывает он. К тому же получение лицензии НКО занимает довольно продолжительное время, в среднем на это может уйти целый год, добавляет Виктор Достов. Очевидно, что банк, который понадобится "Яндекс.Деньгам", не должен быть слишком большим, однако вряд ли имеет смысл иметь дело с совсем мелким игроком, ведь зачастую у подобных банков имеется много проблем. Для этого подойдет средний банк из первых двух сотен, заключает он.
Платежная система ищет финансового партнера.
Чтобы соответствовать требованию закона "О национальной платежной системе", "Яндекс.Деньги" готовы приобрести банк или уступить ему долю в своем капитале. Наличие банковской лицензии позволит сервису не только проводить расчеты в системе электронных платежей, оборот которых в прошлом году составил 33 млрд руб., но и выпускать банковские карты, а также заняться кредитованием. Возможен и третий вариант: получение лицензии небанковской кредитной организации (НКО), но он лишит компанию возможностей, которые дают первые два.
Согласно закону "О национальной платежной системе", операторы электронных денег к 1 октября 2012 года должны стать кредитными организациями или НКО с правом на перевод денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций. Для этого им необходимо получить соответствующие лицензии Центробанка.
"Руководство "Яндекс.Денег" рассматривает в равной степени три варианта развития: создание НКО, покупка доли в банке или привлечение стратегического партнера в капитал "Яндекс.Денег"",— рассказал "Ъ" генеральный директор "Яндекса" Аркадий Волож.
По его словам, открытие НКО позволит "Яндекс.Деньгам" продолжить работу в новых условиях и дальше поддерживать все текущие платежные продукты. Но можно пойти дальше и привлечь банковского партнера. В этом случае "Яндекс.Деньги" потенциально могут приобрести до 100% акций банка и ведут переговоры с несколькими продавцами, утверждает источник "Ъ", знакомый с ходом переговоров, не раскрывая их названия. "Выбор партнера зависит не столько от его статуса, сколько от наличия команды, которая способна помочь в развитии эффективных продуктов для розничных платежей в интернете",— объясняет господин Волож.
Генеральный директор компании "Яндекс" Аркадий Волож
Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ
Третий вариант — вхождение в капитал стратегического партнера, который будет заинтересован в активном развитии онлайн-платежей. Будет выбран такой вариант, который обеспечит наилучшие возможности для развития "Яндекс.Денег", добавляет генеральный директор платежной системы Евгения Завалишина.
По словам источника "Ъ", переговоры о продаже доли в "Яндекс.Деньгах" стратегическому партнеру также ведутся с несколькими компаниями. Сотрудник инвестбанка, слышавший о переговорах, утверждает, что "Яндекс.Деньги" могут быть оценены не менее чем в $200 млн.
Ежедневно в системе "Яндекс.Деньги" проводится более 80 тыс. платежей, оплату принимают более 3 тыс. интернет-магазинов. К началу 2011 года в системе зарегистрировано более 8 млн счетов. По итогам 2010 года выручка "Яндекс.Денег" составила 263 млн руб., во втором квартале 2011 года этот показатель составил 90,8 млн руб.(без учета платежей за размещение рекламы в системе "Яндекс.Директ").
В 2010 году общий объем пополнения электронных кошельков составил примерно 33 млрд руб., при этом 90% рынка контролировали QIWI-кошелек, WebMoney, "Яндекс.Деньги" и несколько компаний, занимающихся мобильными платежами, говорит председатель ассоциации "Электронные деньги" Виктор Достов. По его прогнозу рост рынка в этом году может составить более 50%.
Первой платежной системой, которая обзавелась собственным банком, стала компания QIWI. В октябре прошлого года холдинг QIWI Ltd объявил о покупке 100% акций 1-го Процессингового банка. У WebMoney уже есть НКО, она используется как гарант по российским электронным деньгам, отмечает представитель компании Ксения Великина. Представитель i-Free Innovations Аэлита Давыдова говорит, что компания пока не планирует создание НКО.
Получение лицензии НКО, по словам председателя совета директоров QIWI Бориса Кима, дает возможность лишь эмитировать электронные деньги. "Банковская лицензия позволяет выпускать собственные карты, а также предоставлять эквайринговые услуги. Кроме того, она открывает возможности для кредитования и ведения банковских счетов",— указывает он. К тому же получение лицензии НКО занимает довольно продолжительное время, в среднем на это может уйти целый год, добавляет Виктор Достов. Очевидно, что банк, который понадобится "Яндекс.Деньгам", не должен быть слишком большим, однако вряд ли имеет смысл иметь дело с совсем мелким игроком, ведь зачастую у подобных банков имеется много проблем. Для этого подойдет средний банк из первых двух сотен, заключает он.
Источник: http://www.kommersant.ru/doc-y/1771309