В начале этого года банкиры столкнулись с нетипичным для января ростом спроса населения на кредиты для покупки товаров в торговых сетях. Сразу у нескольких лидеров рынка POS-кредитования январские выдачи, традиционно самые низкие в году, сравнялись с выдачами обычного в этом отношении месяца — ноября 2015 года. По мнению экспертов, граждане повторяют прошлогодние ошибки, активно скупая, правда, теперь уже на кредитные средства товары в торговых сетях. В условиях девальвации рубля и усугубляющегося экономического спада это может быть рискованным как для заемщиков, так и для банков.
О январском всплеске выдач POS-кредитов «Ъ» рассказали участники банковского рынка. Большинство банкиров из топ-5 игроков на рынке POS-кредитования (по версии Frank Research Group на 1 декабря 2015 года, ХКФ-банк, «Ренессанс кредит», Альфа-банк, ОТП-банк и Русфинанс-банк) это подтвердили. Так, в ХКФ-банке и банке «Ренессанс кредит» сообщили, что в январе 2016 года выдано POS-кредитов на ту же сумму, что и в ноябре 2015 года (7 млрд руб. в ХКФ-банке и 3 млрд руб. в «Ренессанс кредите»).
Декабрь для сравнения некорректен, так как на него приходится «высокий сезон в POS-кредитовании». В Альфа-банке ожидают, что январские выдачи и вовсе превысят ноябрьские показатели.
По словам директора по развитию массового сегмента Альфа-банка Дмитрия Жиздюка, по итогам января банк прогнозирует выдачи на уровне 4 млрд руб., в ноябре прошлого года выдал таких кредитов на 3,6 млрд руб.
В ОТП-банке на запрос «Ъ» не ответили. В меньшинстве оказался Русфинанс-банк, выдавший в январе меньше POS-кредитов, чем в ноябре.
Но, по словам директора департамента POS-кредитования Русфинанс-банка Александра Воронина, причина — специализация банка в том числе на кредитовании под покупку меховых изделий, спрос на которые (в том числе кредитный) традиционно растет в ноябре, но и он подтверждает тренд на активизацию кредитования покупок в торговых сетях в целом по рынку из-за существенного ослабления курса рубля, почти на 15% с начала года, почти до 84 руб./$ по курсу ЦБ на 22 января.
По словам банкиров, особенно активно в январе граждане скупали электронику и бытовую технику, как и в разгар обрушения курса рубля год назад, с той лишь разницей, что сейчас это все больше делается в кредит, а не за свой счет. Отмечают существенный рост спроса населения на электронику в январе и ритейлеры. «В этом году общерыночные продажи смартфонов за прошедший период в январе практически остались на том же уровне, что и в ноябре 2015 года. Годом ранее январь отставал от ноября более чем на 20%», — пояснили в «Евросети».
«В 2016 году январь действительно стал очень активным месяцем с точки зрения POS-кредитования. Традиционно в январе наблюдается спад по сравнению с концом года, а в этом году объемы выдач кредитов в январе находятся на уровне октября—ноября, что нетипично для нашего рынка», — говорят и в «Связном».
По словам участников рынка, нетипичное поведение потребителей объясняется несколькими причинами. «Электроника и бытовая техника в основном импортные и из-за роста курсов валют могут подорожать быстрее других товаров, например мебели или одежды, что подогревает спрос», — поясняет зампред правления ХКФ-банка Александр Антоненко.
Похожей позиции придерживаются в «Связном»: «В числе причин — снижение реальных доходов населения, люди далеко не всегда могут единовременно оплатить полную стоимость товара». По словам господина Антоненко, из-за роста цен и снижения доходов от потребности в кредитах не спасают даже накопления, размещенные год назад в банках под высокие ставки, срок которых истекает как раз сейчас.
В «Связном» также указывают, что свою роль сыграло активное продвижение программ кредитования ритейлерами в январе 2016 года, в то же время, как год назад, в январе 2015-го, большинство кредитных программ было заморожено из-за резкого повышения ключевой ставки (на 6 процентных пунктов) и рисков кредитования под повышенные соответствующим образом кредитные ставки.
«На серьезный рост продаж в начале этого года по сравнению с прошлым годом, кроме ослабления рубля, мотивирующего совершать инвестиционные покупки, могло повлиять и решение многих россиян остаться на новогодние каникулы дома», — добавляют в «М. Видео».
Впрочем, как показал прошлогодний опыт, особого экономического смысла в повышенном потреблении таких товаров, а уж тем более в кредит, нет, указывают эксперты. «Аналогичный всплеск ажиотажного спроса на товары из-за ожиданий повышения цен уже был в конце 2014 года.
В итоге рост цен не оказался столь значительным, так как продавцы, желавшие сохранить свою долю рынка, не стали отражать в ценниках реальное ослабление рубля, чтобы не отпугнуть потребителей", — указывает главный экономист «ПФ Капитала» Евгений Надоршин.
По данным ЦБ, с начала 2015 года курс доллара (по состоянию на 21 января) вырос на 41% (до 79,5 руб./$). При этом рост цен за год, по оценкам господина Надоршина, в зависимости от товарного сегмента составил от 10% до 40%.
https://news.mail.ru/economics/24602873/
О январском всплеске выдач POS-кредитов «Ъ» рассказали участники банковского рынка. Большинство банкиров из топ-5 игроков на рынке POS-кредитования (по версии Frank Research Group на 1 декабря 2015 года, ХКФ-банк, «Ренессанс кредит», Альфа-банк, ОТП-банк и Русфинанс-банк) это подтвердили. Так, в ХКФ-банке и банке «Ренессанс кредит» сообщили, что в январе 2016 года выдано POS-кредитов на ту же сумму, что и в ноябре 2015 года (7 млрд руб. в ХКФ-банке и 3 млрд руб. в «Ренессанс кредите»).
Декабрь для сравнения некорректен, так как на него приходится «высокий сезон в POS-кредитовании». В Альфа-банке ожидают, что январские выдачи и вовсе превысят ноябрьские показатели.
По словам директора по развитию массового сегмента Альфа-банка Дмитрия Жиздюка, по итогам января банк прогнозирует выдачи на уровне 4 млрд руб., в ноябре прошлого года выдал таких кредитов на 3,6 млрд руб.
В ОТП-банке на запрос «Ъ» не ответили. В меньшинстве оказался Русфинанс-банк, выдавший в январе меньше POS-кредитов, чем в ноябре.
Но, по словам директора департамента POS-кредитования Русфинанс-банка Александра Воронина, причина — специализация банка в том числе на кредитовании под покупку меховых изделий, спрос на которые (в том числе кредитный) традиционно растет в ноябре, но и он подтверждает тренд на активизацию кредитования покупок в торговых сетях в целом по рынку из-за существенного ослабления курса рубля, почти на 15% с начала года, почти до 84 руб./$ по курсу ЦБ на 22 января.
По словам банкиров, особенно активно в январе граждане скупали электронику и бытовую технику, как и в разгар обрушения курса рубля год назад, с той лишь разницей, что сейчас это все больше делается в кредит, а не за свой счет. Отмечают существенный рост спроса населения на электронику в январе и ритейлеры. «В этом году общерыночные продажи смартфонов за прошедший период в январе практически остались на том же уровне, что и в ноябре 2015 года. Годом ранее январь отставал от ноября более чем на 20%», — пояснили в «Евросети».
«В 2016 году январь действительно стал очень активным месяцем с точки зрения POS-кредитования. Традиционно в январе наблюдается спад по сравнению с концом года, а в этом году объемы выдач кредитов в январе находятся на уровне октября—ноября, что нетипично для нашего рынка», — говорят и в «Связном».
По словам участников рынка, нетипичное поведение потребителей объясняется несколькими причинами. «Электроника и бытовая техника в основном импортные и из-за роста курсов валют могут подорожать быстрее других товаров, например мебели или одежды, что подогревает спрос», — поясняет зампред правления ХКФ-банка Александр Антоненко.
Отличие в модели поведения граждан — покупки больше в кредит и меньше за свой счет год к году — господин Жиздюк объясняет существенным снижением за 2015 год доходов людей и уровня их покупательной способности.На фоне ослабления рубля некоторые ритейлеры уже повысили цены на 30−40%. В итоге многие граждане в ожидании очередного витка роста цен решили приобрести товары заранее
Похожей позиции придерживаются в «Связном»: «В числе причин — снижение реальных доходов населения, люди далеко не всегда могут единовременно оплатить полную стоимость товара». По словам господина Антоненко, из-за роста цен и снижения доходов от потребности в кредитах не спасают даже накопления, размещенные год назад в банках под высокие ставки, срок которых истекает как раз сейчас.
В «Связном» также указывают, что свою роль сыграло активное продвижение программ кредитования ритейлерами в январе 2016 года, в то же время, как год назад, в январе 2015-го, большинство кредитных программ было заморожено из-за резкого повышения ключевой ставки (на 6 процентных пунктов) и рисков кредитования под повышенные соответствующим образом кредитные ставки.
«На серьезный рост продаж в начале этого года по сравнению с прошлым годом, кроме ослабления рубля, мотивирующего совершать инвестиционные покупки, могло повлиять и решение многих россиян остаться на новогодние каникулы дома», — добавляют в «М. Видео».
Впрочем, как показал прошлогодний опыт, особого экономического смысла в повышенном потреблении таких товаров, а уж тем более в кредит, нет, указывают эксперты. «Аналогичный всплеск ажиотажного спроса на товары из-за ожиданий повышения цен уже был в конце 2014 года.
В итоге рост цен не оказался столь значительным, так как продавцы, желавшие сохранить свою долю рынка, не стали отражать в ценниках реальное ослабление рубля, чтобы не отпугнуть потребителей", — указывает главный экономист «ПФ Капитала» Евгений Надоршин.
По данным ЦБ, с начала 2015 года курс доллара (по состоянию на 21 января) вырос на 41% (до 79,5 руб./$). При этом рост цен за год, по оценкам господина Надоршина, в зависимости от товарного сегмента составил от 10% до 40%.
По его мнению, из-за невысокого уровня финансовой грамотности значительной части населения прошлогодний опыт не был воспринят, и в ажиотажной ситуации история повторяется. При этом, учитывая разморозку кредитования, риски возникают не только у граждан, но и у банков, агрессивно наращивающих портфели таких кредитов: в будущем они рискуют столкнуться с ростом просрочки, предупреждает управляющий партнер НАФИ Павел Самиев.В итоге граждане, чьи доходы и так существенно снизились из-за роста инфляции и сокращения экономики, оказались на руках с товарами, которые могли быть им и не нужны, и даже не имели возможности перепродать их по повышенной цене
https://news.mail.ru/economics/24602873/