Россия активно развивает Северный морской путь (СМП), сокращающий время доставки грузов между Азией и Европой почти вдвое. Однако для самой страны весь выигрыш в нынешнем году оказался нивелирован из‑за санкций, которые коснулись экспортирующих нефть судов.
Анализ данных о передвижении танкеров, проведённый Bloomberg, показывает: сроки доставки нефти из Мурманска и балтийских портов Приморск и Усть‑Луга в Китай выросли почти на три недели по сравнению с 2024 годом, превысив семь недель. Причина — почти все суда, ходящие по СМП, включены в санкционные списки США; администрация Джо Байдена внесла в них около 180 судов, включая арктические маршруты. В результате время доставки нефти из Мурманска увеличилось с 27 до 48 дней, а с Балтики — с 31 до 50 дней.
В то же время доставка через Суэцкий канал остаётся стабильной: с Балтики танкеры идут в среднем 53 дня вместо 51. По западному маршруту большинство судов не подпадает под санкции, и теперь доставка нефти из Мурманска через Европу занимает 42 дня — быстрее, чем по СМП в 2025 году, хотя медленнее, чем через Арктику в прошлом году.
Введение санкций против «Роснефти» и «Лукойла» в октябре 2025 года затронуло около 70–80% российского нефтяного экспорта, включая сотни судов, внесённых в чёрные списки США, ЕС и Великобритании. Международное энергетическое агентство предупреждает, что эти меры «могут иметь далеко идущие последствия для мировых рынков нефти» и создать «риск значительного снижения добычи в России».
Одной из причин задержек по СМП стало массовое использование подсанкционных танкеров для перегрузки нефти на другие суда в море. Такие операции увеличивают время и расходы на транспортировку, а также позволяют скрыть страну происхождения или смешать нефть с другими сортами. Так, из 18 танкеров, прошедших СМП в этом году, 11 перегрузили нефть у тихоокеанского побережья России, отключив транспондеры для затруднения отслеживания.
Дополнительно задержки могут быть связаны с поиском покупателей. Тем не менее, в конечном итоге нефть всё же доставляется в китайские порты, хоть и с существенной потерей времени по сравнению с предыдущим годом.
источник
уникальность
Анализ данных о передвижении танкеров, проведённый Bloomberg, показывает: сроки доставки нефти из Мурманска и балтийских портов Приморск и Усть‑Луга в Китай выросли почти на три недели по сравнению с 2024 годом, превысив семь недель. Причина — почти все суда, ходящие по СМП, включены в санкционные списки США; администрация Джо Байдена внесла в них около 180 судов, включая арктические маршруты. В результате время доставки нефти из Мурманска увеличилось с 27 до 48 дней, а с Балтики — с 31 до 50 дней.
В то же время доставка через Суэцкий канал остаётся стабильной: с Балтики танкеры идут в среднем 53 дня вместо 51. По западному маршруту большинство судов не подпадает под санкции, и теперь доставка нефти из Мурманска через Европу занимает 42 дня — быстрее, чем по СМП в 2025 году, хотя медленнее, чем через Арктику в прошлом году.
Введение санкций против «Роснефти» и «Лукойла» в октябре 2025 года затронуло около 70–80% российского нефтяного экспорта, включая сотни судов, внесённых в чёрные списки США, ЕС и Великобритании. Международное энергетическое агентство предупреждает, что эти меры «могут иметь далеко идущие последствия для мировых рынков нефти» и создать «риск значительного снижения добычи в России».
Одной из причин задержек по СМП стало массовое использование подсанкционных танкеров для перегрузки нефти на другие суда в море. Такие операции увеличивают время и расходы на транспортировку, а также позволяют скрыть страну происхождения или смешать нефть с другими сортами. Так, из 18 танкеров, прошедших СМП в этом году, 11 перегрузили нефть у тихоокеанского побережья России, отключив транспондеры для затруднения отслеживания.
Дополнительно задержки могут быть связаны с поиском покупателей. Тем не менее, в конечном итоге нефть всё же доставляется в китайские порты, хоть и с существенной потерей времени по сравнению с предыдущим годом.
источник
уникальность