Банковская система Украины уже более десяти лет несет на себе «токсическое наследие» прошлых кризисов — огромный объем проблемных кредитов, которые не приносят дохода и тормозят кредитование экономики.
По состоянию на 1 октября 2025 года, согласно данным Национального банка, общий объем NPL в системе составляет 370,6 млрд грн. При этом почти девять из десяти проблемных кредитов сосредоточены в государственных банках (318,6 млрд грн), в частных — 32,1 млрд грн, в банках иностранных групп — 19,9 млрд грн.
ПриватБанк держит 168,4 млрд грн NPL (около 45% своего портфеля), остальные госбанки — 150,1 млрд грн. Практически каждая четвертая гривна кредитного портфеля банков проблемная, а в госбанках — почти треть.
Новый подход к управлению проблемными кредитами
В Верховной Раде рассматривается законопроект, который должен системно изменить работу с проблемной задолженностью госбанков. Инициатива вводит унифицированную модель управления NPL, позволяя банкам избавляться от балласта без угрозы уголовного преследования.
Документ уточняет термины «проблемные активы», «взысканное имущество» и «урегулирование задолженности», что упрощает правовую определенность и выстраивает единый подход ко всем банкам.
Банки смогут продавать проблемные кредиты ниже балансовой стоимости по критериям Кабинета министров. Ранее многие кредитные портфели держались на балансе годами из-за страха обвинений в «убыточных решениях». Новый закон узаконит рыночную логику — теперь она станет безопасной для руководителей.
Законопроект описывает четкий алгоритм работы с проблемными активами: сначала — предложение реструктуризации для должника, при отказе — открытые электронные аукционы. Если после четырех торгов актив не продан, банк вправе списать его с баланса.
Продажа NPL будет проходить через двухуровневую электронную торговую систему с постепенным снижением стартовой цены до 80%, а на последнем этапе — без ограничений.
Снижение управленческих и налоговых рисков
Руководители госбанков не будут нести ответственность за решения по NPL, если действовали в рамках закона и правительственных критериев. Это устраняет «эффект страха», который годами блокировал работу с проблемными кредитами.
Кроме того, законопроект вводит налоговую нейтральность: доходы от продажи долгов ниже номинала не будут облагаться налогом. Банки смогут избавляться от токсичных активов без дополнительных фискальных потерь.
Почему это важно
Более 80% проблемных кредитов сосредоточено в госсекторе. Без их очистки государство не сможет эффективно использовать капитал, а банки — полноценно кредитовать экономику.
Законопроект создает предсказуемый механизм — от реструктуризации до продажи на электронных аукционах или списания активов. Это позволит директорам госбанков принимать решения спокойно, в рамках понятных процедур, без риска обвинений.
В итоге «плохие кредиты» перестанут быть вечной проблемой. Очистка балансов возвращает активы в экономику, укрепляет финансовую стабильность, снижает риски для государства и дает банкам возможность снова выполнять основную функцию — кредитовать бизнес и население.
источник
уникальность