Предложение правительства повысить минимальную зарплату до 3200 грн в 2017 году вызвало массу эмоций и комментариев. Finance.UA попробовал разобраться, какое влияние окажет двукратное повышение уровня минимальной оплаты труда на бюджет, экономику и благополучие украинцев.
Влияние на экономику и бизнес
Повышение уровня доходов населения приведет к росту внутреннего спроса на товары народного потребления и продукты питания. Увеличение оплаты труда преимущественно придется на категории работников с низким уровнем доходов.
Рост уровня минимальной зарплаты увеличит и без того высокий показатель налоговой нагрузки на экономику. В 2017 году уровень фискального давления превысит 45%, что будет сдерживать экономическое развитие страны.
Увеличение налоговой нагрузки больше всего ощутят на себе в малом бизнесе и в частном секторе. Влияние на государственный сектор будет незначительным.
Для частных предпринимателей и малого бизнеса рост минимальной зарплаты может стать причиной для увода части легальных доходов в тень. Для крупных компаний принципиально ничего не изменится.
Налоги и субсидии
Рост уровня минимальной зарплаты приведет к снижению размера субсидий. Нынешний уровень минимальной зарплаты фактически гарантирует получение субсидии. С повышением официального дохода в получении субсидии может быть отказано, либо она будет начислена на минимальном уровне.
Еще хуже ситуация у безработных. Не имеющим легальной работы, субсидия начисляется исходя из дохода, равного двум минимальным зарплатам. Безработные потеряют возможность оформить субсидию, поскольку с доходом в 6400 грн шансы на ее получение практически нулевые.
Начисление субсидий на базе нового уровня минимальной зарплаты, начнется не ранее 2018 года. По действующему порядку, начисление субсидий происходит на основании доходов за прошлый год.
С ростом минимальной зарплаты также могут вырасти некоторые налоги и платежи в бюджет. К уровню минимальной зарплаты привязан размер начисляемого налога на недвижимость и ставки единого налога для предпринимателей. Таким образом, выросший уровень зарплаты может привести к двукратному росту налога на недвижимость и единого сбора.
А как в Европе?
По уровню минимальной зарплаты в 2015 году Украина занимает последнее место в Европе. В 2015 году, в сравнении с Украиной, уровень минимальной зарплаты в Латвии был выше в 9 раз, в Польше, Словакии и Турции – в 7 раз, в Румынии – в 4 раза, в России – в 1,6 раза.
Попытка правительства вывести часть доходов из тени путем повышения уровня зарплаты может стать успешной, если параллельно будут создаваться не только административные, но и экономические условия для снижения теневого сектора в экономике. Попытка лишь административными методами заставить бизнес и население платить больше налогов, скорее всего, натолкнется на рост уровня теневого сектора в стране.
Также необходимо урегулировать вопрос со ставками налогов и бюджетных платежей, уровень которых привязан к размеру минимальной зарплаты.
И давно пора отменить привязку уровня доходов депутатов и чиновников к уровню минимальной зарплаты, потому что их доходы никакого отношения к минимальным не имеют.
По материалам Finance.UA
Влияние на экономику и бизнес
Повышение уровня доходов населения приведет к росту внутреннего спроса на товары народного потребления и продукты питания. Увеличение оплаты труда преимущественно придется на категории работников с низким уровнем доходов.
Рост уровня минимальной зарплаты увеличит и без того высокий показатель налоговой нагрузки на экономику. В 2017 году уровень фискального давления превысит 45%, что будет сдерживать экономическое развитие страны.
Увеличение налоговой нагрузки больше всего ощутят на себе в малом бизнесе и в частном секторе. Влияние на государственный сектор будет незначительным.
Для частных предпринимателей и малого бизнеса рост минимальной зарплаты может стать причиной для увода части легальных доходов в тень. Для крупных компаний принципиально ничего не изменится.
Налоги и субсидии
Рост уровня минимальной зарплаты приведет к снижению размера субсидий. Нынешний уровень минимальной зарплаты фактически гарантирует получение субсидии. С повышением официального дохода в получении субсидии может быть отказано, либо она будет начислена на минимальном уровне.
Еще хуже ситуация у безработных. Не имеющим легальной работы, субсидия начисляется исходя из дохода, равного двум минимальным зарплатам. Безработные потеряют возможность оформить субсидию, поскольку с доходом в 6400 грн шансы на ее получение практически нулевые.
Начисление субсидий на базе нового уровня минимальной зарплаты, начнется не ранее 2018 года. По действующему порядку, начисление субсидий происходит на основании доходов за прошлый год.
С ростом минимальной зарплаты также могут вырасти некоторые налоги и платежи в бюджет. К уровню минимальной зарплаты привязан размер начисляемого налога на недвижимость и ставки единого налога для предпринимателей. Таким образом, выросший уровень зарплаты может привести к двукратному росту налога на недвижимость и единого сбора.
А как в Европе?
По уровню минимальной зарплаты в 2015 году Украина занимает последнее место в Европе. В 2015 году, в сравнении с Украиной, уровень минимальной зарплаты в Латвии был выше в 9 раз, в Польше, Словакии и Турции – в 7 раз, в Румынии – в 4 раза, в России – в 1,6 раза.
Попытка правительства вывести часть доходов из тени путем повышения уровня зарплаты может стать успешной, если параллельно будут создаваться не только административные, но и экономические условия для снижения теневого сектора в экономике. Попытка лишь административными методами заставить бизнес и население платить больше налогов, скорее всего, натолкнется на рост уровня теневого сектора в стране.
Также необходимо урегулировать вопрос со ставками налогов и бюджетных платежей, уровень которых привязан к размеру минимальной зарплаты.
И давно пора отменить привязку уровня доходов депутатов и чиновников к уровню минимальной зарплаты, потому что их доходы никакого отношения к минимальным не имеют.
По материалам Finance.UA