Наиболее сильное снижение числа авторов показал Instagram* — на 55% и TikTok — на 74%.
Brand Analytics представил данные традиционного ежегодного исследования активной (пишущей) аудитории (авторов) социальных сетей в России за октябрь 2022 года.
В октябре 2022 года число активных авторов в социальных медиа в России составило 62,2 млн. Авторы написали более 1,5 млрд публичных сообщений — постов, репостов и комментариев (в октябре 2021 года — 1,1 млрд).
Несмотря на запрещение зарубежных соцсетей Instagram* и Facebook*, а также самоцензуру TikTok, число авторов соцмедиа в России в октябре 2022 года снизилось по сравнению с октябрем 2021 года незначительно — на 6%. При этом объем создаваемого авторами за месяц контента значительно вырос: рост составил 36% по отношению к октябрю 2021 года. Наибольший вклад в рост месячного объема контента соцмедиа внес Telegram.
2020 год стал годом бурного роста авторов (+30%): пользователи отправились на удалёнку и пошли в онлайн. 2021 год стал паузой, а 2022 — годом резкого роста контента (+36%) в качестве ответной реакции соцмедиа на общественно-политические события. Рост объема контента обеспечили Telegram и «ВКонтакте». Авторы запрещенных соцсетей с платформ окончательно не ушли, однако резко снизили свою активность.
«ВКонтакте» вернула себе лидерство по числу авторов и снова является соцсетью № 1 в РФ как по числу авторов, так и по объему контента. «Одноклассники» переместились с третьей на вторую позицию по объему контента, опередив в 2022 году Instagram* по этому показателю.
Единственные, кто вырос по числу авторов из представленных социальных платформ, — это «ВКонтакте» и Telegram. «ВКонтакте» опередила лидера последних лет — Instagram*. Telegram показал рекордный относительный прирост числа авторов — сразу на 144%. Одноклассники сохранили свои позиции по числу авторов (-2%).
Наиболее сильное снижение числа авторов — у Instagram* — на 55% и TikTok — на 74%.
Тренды в контенте те же, что и у авторов: рост числа сообщений наблюдается только у Telegram и «ВКонтакте». Причем у Telegram он рекордный — на 159%. По объему контента Telegram обходит «ВКонтакте». «Одноклассники» снизились минимально — минус 5%. Наиболее сильное падение контента также у Instagram* — на 70%, и у TikTok — на 71%.
«ВКонтакте» за год выросла и в авторах — +18%, и в контенте — +16%. По авторам сеть обогнала несколько лет лидировавший Instagram, по объему контента — упрочила свое лидерство.
Instagram* снизился за год в авторах на 55%, в объеме контента — на 70%. По числу авторов соцсеть опустилась с первого на второе место, по объему контента — со второго на третье. Активность авторов в сети снизилась на 34%. Преданные площадке пользователи по-прежнему не видят для себя достойной альтернативы.
В YouTube снижение объема публикуемого контента на 14% оказалось в два раза меньшим, чем снижение числа активных авторов — минус 28%. Оставшиеся авторы демонстрируют бóльшую активность — она выросла на 20%.
Несмотря на блокировку возможностей по монетизации, YouTube продолжает быть главным видеохостингом, выполняющим для россиян роль интернет-телевизора.
Facebook* после блокировок сжался примерно вполовину. Число авторов снизилось на 48%, объем контента — на 56%. Соцсеть остается для части пользователей местом для делового общения и обмена мнениями по общественно-политической повестке.
TikTok демонстрирует самое сильное снижение как по авторам – минус 74%, так и по объему контента – минус 71%. Рекордное падение стало следствием самоцензуры, объявленной соцсетью из-за рисков, связанных с законом о фейках.
После замедления скорости доступа к соцсети в России показатели Twitter* снижаются немногим более чем на треть. Число авторов снизилось на 33%, объем контента – на 38%. По объему активной аудитории Twitter* остается самой маленькой соцсетью в России.
Telegram лидирует и по относительному приросту авторов — плюс 144%, и по относительному приросту контента – плюс 159%. По числу авторов Telegram уступает «ВКонтакте» и Instagram*. По объему публикуемого контента является лидером среди социальных платформ в России. При этом на платформе более 40% сообщений являются следствием бот-активности.
Telegram на своей платформе аккумулирует, в основном, новостную повестку. Тематические блогеры не так хорошо приживаются на платформе.