кто -нибудь знает как инвестировать в стартапы чтоб не прогореть ?
Здравствуйте!
КАК ИНВЕСТИРОВАТЬ В СТАРТАП И НЕ ПРОГОРЕТЬ?
Огромное количество стартап-проектов озадачены поиском финансирования. В то же время, в связи с кризисными явлениями в России, люди стали чаще задумываться о том, куда можно выгодно вложить деньги. Как показывает практика, такой способ сохранения денег как вложения в стартап является достаточно эффективным. Найти стоящий стартап гораздо проще, чем инвестора. Однако, и среди стоящих проектов есть весьма большая доля таких, у которых априори нет шансов на успех. Получая инвестиции, такие проекты успешно осваивают бюджет и через какое-то время сообщит своему бизнес-ангелу: "Не получилось!"
Мы решили помочь инвесторам и рассказать о том, как с первых 10-15 минут беседы со стартапером понять, есть ли у проекта хоть какие-то шансы оказаться выгодным вложением?
После того, как команда креативных ребят опишет вам свою идею, ее преимущества и возможности, задайте ей один нехитрый вопрос:
"Как будете продвигать?"
Какие бы иллюзии стартаперы не питали в отношении своих проектов и своих способностей, успешность или неуспешность стартапа будет определяться тем, сможет ли стартап «отбить» вложенные в него деньги. Ведь всё затевается ради них, верно? А раз так, то значит стартап надо продвигать так же, как и любое другое коммерческое предприятие.
Если на Ваш вопрос «Как будете продвигать?» вы слышите что-то невразумительное, значит этот вопрос стартапером детально не прорабатывался. Такая ситуация чревата тем, что команде может потребоваться еще немалое количество ваших денежных средств на продвижение продукта. Вы готовы дальше вкладывать деньги в проект? У вас есть ресурсы на дополнительный раунд финансирования стартапа?
Отнеситесь с осторожностью к вере участников стартапа в сарафанное радио как к эффективный способ продвижения продукта. Очень часто стартаперы надеятся, что именно оно сделает всю работу по продвижению их «гениальной» идеи. А что же получается в реальности? В реальности сарафанное радио либо не заработает, либо на его «запуск» придётся потратить существенные ресурсы, о которых, как правило, никто не задумывается.
Представьте себе ситуацию, когда вы узнаете о продукте, который настолько сильно вас поражает, что вы бросаете все свои дела, и начинаете яростно агитировать своих друзей воспользоваться им, яростно лайкаете и репостите материалы об этом продукте, словом, бесплатно развиваете нехилую такую агитационную деятельность. Уверены, немногие смогут вспомнить, когда на них находил такой приступ альтруизма.
Помните о том, что такой рекламный канал как сарафанное радио не так легко запустить: не всем удается создать стартап, который настолько сильно поразит первых посетителей, что образуется «волна» восторгов, которая разнесёт весть о продукте по всем закоулкам земного шара!
Оцените уникальность идеи! Ваша задача отличить стоящую идею от неинтересных копий. Очень часто стартаперы копируют уже готовый и успешный проект. При этом они совершенно не представляют, чем он будет отличаться от конкурентов. Либо отличия по факту оказываются совершенно не существенными для целевой аудитории и не позволяют завладеть ее интересом. Иногда стартаперы «высасывают из пальца» преимущество идеи в виде конкурентной цены, заявляя, что у них "будет всё то же самое, что у конкурентов, только дешевле".
Не будем углубляться в механизм демпинговых войн, просто скажем, что минимальную цену сможет предложить только один участник конкурентной гонки. Будет ли это стартап без клиентов и лояльного коммьюнити? Или уже состоявшийся конкурент, который «нарастил жирок» и сможет достаточно долго продержаться в условиях демпинга? Нам кажется, ответ очевиден.
Теперь у вас есть дополнительная пища для размышлений. Принимая решение вложить свои кровные, оценивайте все возможные риски! Чтобы точно «не прогореть» на вложениях, лучше проконсультироваться с опытными инвесторами или экспертами, которые занимаются оценкой стартапов. Финансирование стартапа – неплохой способ сохранить и приумножить свой капитал, если вы сделали правильный выбор!