Виктор Павлов достает из-под сиденья красной «таврии» шнур и вставляет его в обычную розетку. Через шесть часов автомобиль будет полностью заправлен и сможет проехать 100 км. Вот уже 36 лет Павлов заряжает авто от электросети – он возглавляет лабораторию электромобилей Института электродинамики НАН Украины и является электромобилистом с самым большим стажем на постсоветском пространстве.
История отечественного электромобилестроения
«Электромобиль идеален для поездок по городу: в заторах на нем чувствуешь себя очень спокойно», – расхваливает ученый плавность хода электрического авто. Первый электромобиль он создал еще в 1973 году, установив электродвигатель на «запорожец». В то время в СССР с транспортом на альтернативной энергии экспериментировало несколько организаций. «Мы работали с АвтоВАЗом почти 18 лет, вплоть до распада СССР, сделали совместно несколько сотен электромобилей, 50 штук привезли в Киев», – вспоминает Виктор Павлов.
С 1991-го по 1998 г. его институт сотрудничал уже с АвтоЗАЗом. Правда, за это время было выпущено всего два электромобиля: одна электрическая «таврия» и одна – гибридная, которая движется как от электричества, так и от бензина. После объединения завода с компанией Daewoo это сотрудничество прекратилось.
С тех пор лаборатории электромобилей приходится искать новых партнеров по экспериментам. За последние 10 лет вместе с другими институтами она изготовила три электроцикла и один гибридный микроавтобус. В октябре 2004 г. у Павлова появилась еще одна надежда на развитие отечественного электромобилестроения. Тогда Леонид Кучма распорядился изучить возможность серийного производства электрических авто в Украине. Однако вскоре началась оранжевая революция, и верхам стало не до этого.
Так и осталась Украина с несколькими электромобилями, которые находятся на балансе двух научных учреждений: Института электродинамики и Института возобновляемой энергетики. Да еще отдельные энтузиасты переделывают свои авто под электромобили. Правда, такие транспортные средства ГАИ не регистрирует.
Скоро все будет
«Пересадить» автомобиль с бензина на электричество в этой лаборатории стоит $5–6 тыс. – расходы на электродвигатель, аккумуляторную батарею и необходимое оборудование. Зато электромобили гораздо дешевле в эксплуатации. На 100 км пробега машина Павлова тратит 20 кВт/ч электроэнергии. «Накормить» бензиновый двигатель для такого пробега стоит минимум в 5 раз дороже.
Несмотря на это преимущество, бизнесмены электромобильными наработками ученых пока не интересуются. Но в лаборатории все же продолжают совершенствовать способы переделки авто в электромобиль, а также работают над увеличением запаса его хода.
Массовый переход на электромобили начнется уже скоро, утверждают эксперты.
Это добавляет Павлову оптимизма – он надеется, что наработанное им ноу-хау пригодится в серийном производстве украинских электромобилей. По мнению ученого, для этого достаточно политической воли руководства страны: «Не нужно много денег. Главное – начать».
P.S. Это было в 2009 году...
История отечественного электромобилестроения
«Электромобиль идеален для поездок по городу: в заторах на нем чувствуешь себя очень спокойно», – расхваливает ученый плавность хода электрического авто. Первый электромобиль он создал еще в 1973 году, установив электродвигатель на «запорожец». В то время в СССР с транспортом на альтернативной энергии экспериментировало несколько организаций. «Мы работали с АвтоВАЗом почти 18 лет, вплоть до распада СССР, сделали совместно несколько сотен электромобилей, 50 штук привезли в Киев», – вспоминает Виктор Павлов.
С 1991-го по 1998 г. его институт сотрудничал уже с АвтоЗАЗом. Правда, за это время было выпущено всего два электромобиля: одна электрическая «таврия» и одна – гибридная, которая движется как от электричества, так и от бензина. После объединения завода с компанией Daewoo это сотрудничество прекратилось.
С тех пор лаборатории электромобилей приходится искать новых партнеров по экспериментам. За последние 10 лет вместе с другими институтами она изготовила три электроцикла и один гибридный микроавтобус. В октябре 2004 г. у Павлова появилась еще одна надежда на развитие отечественного электромобилестроения. Тогда Леонид Кучма распорядился изучить возможность серийного производства электрических авто в Украине. Однако вскоре началась оранжевая революция, и верхам стало не до этого.
Так и осталась Украина с несколькими электромобилями, которые находятся на балансе двух научных учреждений: Института электродинамики и Института возобновляемой энергетики. Да еще отдельные энтузиасты переделывают свои авто под электромобили. Правда, такие транспортные средства ГАИ не регистрирует.
Скоро все будет
«Пересадить» автомобиль с бензина на электричество в этой лаборатории стоит $5–6 тыс. – расходы на электродвигатель, аккумуляторную батарею и необходимое оборудование. Зато электромобили гораздо дешевле в эксплуатации. На 100 км пробега машина Павлова тратит 20 кВт/ч электроэнергии. «Накормить» бензиновый двигатель для такого пробега стоит минимум в 5 раз дороже.
Несмотря на это преимущество, бизнесмены электромобильными наработками ученых пока не интересуются. Но в лаборатории все же продолжают совершенствовать способы переделки авто в электромобиль, а также работают над увеличением запаса его хода.
Массовый переход на электромобили начнется уже скоро, утверждают эксперты.
Это добавляет Павлову оптимизма – он надеется, что наработанное им ноу-хау пригодится в серийном производстве украинских электромобилей. По мнению ученого, для этого достаточно политической воли руководства страны: «Не нужно много денег. Главное – начать».
P.S. Это было в 2009 году...