Кризис обострил интерес россиян к автомобилям с пробегом. В результате в 2016 году на «машины с историей» пришлось свыше 80% всех сделок. Одновременно выросло и число мошеннических схем, используемых на рынке
На стагнирующем российском авторынке все заметнее использование сомнительных схем при продаже автомобилей с пробегом, говорят участники рынка и юристы, специализирующиеся на защите прав автовладельцев.
«В Москве это глобальное явление — так продается более 50% всех подержанных машин», — сообщил РБК адвокат Алексей Михальчик. Его коллега Марат Амалиев уточняет: «На настоящих мошенников попадает примерно 20–30% желающих продать или купить машину, а в целом 50% посреднических структур используют разного рода схемы «развода» клиентов».
Речь в таких случаях идет о том, что с юридической точки зрения нарушения закона не происходит и посредники действуют в рамках договора, который подписал клиент. И даже если он затем считает себя пострадавшим от мошеннических действий, восстановить справедливость в суде невозможно.
По словам руководителя Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрия Янина, новое поколение мошенников от авторынка выглядит вполне респектабельно и работает не на стихийных авторынках, а за солидными вывесками салонов. «Сейчас большинство автомобильных афер происходят в автосалонах, — говорит Янин. — И если человек зашел в офис к мошенникам, с деньгами он от них не выйдет, каким бы юридически грамотным он ни был».
Мертвый автобус
Вот лишь один пример из практики адвоката Михальчика. Первая декада октября, один из районных судов столицы. Судья Вера Петрова зачитывает решение за считаные минуты — отказать истцу во всех требованиях. В зале лишь один человек — помощник адвоката Юлия, представляющая интересы истца — Владимира Семенкова.
Владимир Семенков из Мурома, как следует из материалов дела (есть в распоряжении РБК), приехал в Москву за машиной и 2 апреля в одном из салонов, торгующих подержанными автомобилями, купил микроавтобус Hyundai Starex. За него он отдал в общей сложности 585 тыс. руб., включая комиссионные. Однако, выехав из салона, Семенков проехал всего километр — микроавтобус заглох и больше не заводился. Эксперты станции технического обслуживания ООО «Техцентр Сколково», проведя диагностику Starex, установили, что он в принципе «непригоден для использования», а минимальная стоимость его ремонта составляет почти 240 тыс. руб., то есть около половины цены.
Семенков подал иск о защите прав потребителя и расторжении договора купли-продажи с автосалоном. Однако, рассказывает Алексей Михальчик, предъявить к салону претензии оказалось невозможно — он выступал лишь агентом. Продавцом сломавшегося автобуса, согласно документам, был житель Воронежской области Юрий Турищев. Его истец просил привлечь к делу в качестве третьего лица. Но Турищев, в свою очередь, сообщил, что еще в марте продал микроавтобус некоему Волкову и никакого договора ни с автосалоном, ни с Семенковым не подписывал, а все его подписи в документах, предоставленных истцом, подделаны.
Итог известен: в иске отказано. Как говорится в решении суда — в связи с неопределенностью в вопросе, действительно ли Семенков купил сломанный автобус или машина сломалась уже после покупки.
Эту историю можно считать типичной. Продажа неисправных автомобилей — стандартная схема недобросовестных посредников, говорит адвокат Михальчик. Он уточняет, что по закону продавец несет ответственность за товар: перед оформлением сделки он должен сообщить покупателю все недостатки, этого требуют правила комиссионной торговли и закон «О защите прав потребителей». Именно поэтому салоны выступают всего лишь агентами. В этом случае все споры разрешаются в соответствии с общими положениями Гражданского кодекса, согласно которым каждая из сторон должна доказывать в суде обстоятельства, на которые ссылается.
Вымытый рынок
По данным агентства «Автостат», с января по сентябрь 2016 года российский рынок подержанных автомобилей вырос на 8% год к году, подобравшись к отметке 3,8 млн машин. При этом первичный рынок продолжает падение. С 2014 года он сократился в два раза: за девять месяцев этого года было продано всего 887 тыс. новых автомобилей. Эксперты считают, что до его восстановления еще далеко, ведь покупательная способность россиян упала. «Цены на машины растут и будут продолжать расти, потому что в пересчете на стоимость в валюте они еще не достигли того уровня, какой был до обвала рубля. Но денег у людей больше не становится, и поэтому рынок испытывает сложности», — объясняет РБК ситуацию директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.
При стагнирующем первичном рынке переориентация спроса на автомобили с пробегом привела к быстрому падению качества предложения. «Чтобы сейчас купить по хорошей цене хорошую машину на вторичном рынке, надо хорошо поискать, — говорит Алексей Пономарев, гендиректор специализирующейся на продаже автомобилей с пробегом столичной компании «Кар-инвест». — Все, что было более или менее хорошее и целое, уже куплено».
Он поясняет: если раньше многие после трех лет эксплуатации нового авто выставляли его на продажу, то теперь это происходит гораздо реже. «Люди понимают, что если они сдадут свою машину с пробегом, то на новую им все равно не хватит, — говорит Пономарев. — Еще три года назад человек мог сменить авто на новое и тут же поехать отдохнуть, а теперь надо выбирать — или новая машина, или отдых на море. А многим не хватает денег ни на то, ни на другое».
Салонные игры
Неудивительно, что резко выросло число случаев, когда и покупатели, и продавцы подержанных машин считают себя обманутыми. Претензии предъявляются главным образом к небольшим фирмам-посредникам, работающим с автомобилями с пробегом.
Серое пятиэтажное здание, где располагается салон «Дельта Авто», стоит на обочине Третьего транспортного кольца в районе «Москва-Сити». На подъезде неприметная табличка с названием компании и указанием «3 этаж». На третьем этаже сразу же выход на парковку — по обе стороны ряды машин разных марок и моделей, от малолитражек Hyundai Getz до джипов Porsche.
— Покупаете? Что-то уже присмотрели? Продаете? — материализуется менеджер. После беглого осмотра машины клиента отводят в комнату с тремя столами с ноутбуками — сравнить цены салона с ценами на Auto.ru.
«Нужно заключать договор и ставить машину на продажу в салон. Зачем вам свое объявление в интернете подавать? Перекупщики начнут звонить, цену сбивать, а тут вы сразу цену зафиксируете! — говорит потенциальному клиенту менеджер Андрей. — Вы на машине приехали? Документы у вас с собой?»
Салон предлагает широкий перечень услуг — продать машину, подобрать другую, если не хватит денег — оформить кредит. И парковок у него целых три — на втором, третьем и пятом этажах и на каждой по сотне автомобилей.
«Не нужно тянуть с покупкой машины, лучше в ближайшие дни все сделать! Иначе знаете, как бывает? Ситуация на рынке может измениться! Неизвестно, что будет через неделю», — продолжает нажим на других клиентов менеджер.
По данным СПАРК, компания «Дельта Авто» была создана в ноябре 2014 года. Единственным собственником фирмы сейчас является Светлана Юрьевна Невзорова (по данным СПАРК, ей принадлежат в разных долях еще шесть компаний). И этот автосалон — один из тех, на которые в интернете жалуются особенно часто.
«Два месяца назад я опубликовала в интернете объявление о продаже своего автомобиля Hyundai Getz. Почти сразу же мне позвонили из салона «Дельта Авто», сказали, у них есть покупатель», — рассказывает РБК девушка, попросившая не называть ее имени. Ее немедленно стали убеждать заключить договор; при этом свои услуги автосалон оценивал весьма скромно, в 35 тыс. руб. Эти комиссионные при любом исходе продавец должен выплатить «Дельта Авто».
Вместе с мужем собеседница РБК приехала в «Дельта Авто». «Машину посмотрели, но покупателя нам не показали, якобы из-за того чтобы мы между собой сами не договорились, — рассказывает она. — Сказали, что нам нужно заключить договор, а покупателю — оформить кредит».
«Что касается комиссионных, то менеджеры нас заверили, что это формальность. Мол, эти 35 тыс. уже заплатил покупатель, и с нас денег не возьмут, — говорит девушка. — Когда мы подписали бумаги, они машину забрали, а нас отправили «погулять» на пару часов, пока оформляется кредит».
Когда автовладельцы вернулись, оказалось, что ответа по запросам на кредит еще нет, затем был короткий день, потом выходные, а через неделю им объявили, что покупатель получил отказ на кредит.
«Нам предложили два варианта — оставить машину на продажу в салоне или забрать, но заплатить компании 20 тыс. руб. агентских, — говорит девушка. — Мы оставили автомобиль в салоне и на всякий случай обновили объявление о продаже в интернете. И нам снова позвонили из «Дельта Авто»! Сказали, что уже неделю ищут такую машину для одного из своих клиентов, и тут же предложили приехать на ней к ним в салон для заключения сделки».
Стало ясно, что салон действует по одной и той же стандартной схеме. И машину из него удалось забрать только при помощи участкового, говорит собеседница РБК.
Представители «Дельта Авто» многочисленные жалобы в сети объясняют «происками конкурентов». Николай Никитин, старший менеджер по продажам «Дельта Авто», заявил РБК: «У нас большой салон, более 1200 автомобилей, и у нас много недоброжелателей. А в интернете сейчас может писать кто угодно».
По словам Никитина, негативные отзывы на интернет-форумах и даже судебные иски — привычные издержки конкуренции. «Люди ставят машины к нам на продажу, мы находим покупателей, а потом продавцы срывают сделки, когда покупатели уже кредиты получили. Конечно, мы просим их заплатить агентские, предусмотренные в договоре», — поясняет Никитин.
Он отмечает, что 35–40 тыс. руб. — это вполне скромное вознаграждение, за счет которого и формируется доход салона.
Никитин не согласен и с обвинениями в продаже некачественных машин. «Люди ездят по полгода, а потом предъявляют нам претензии, что у машины что-то не так, — говорит он. — Но наш салон выдает техническую гарантию на год на двигатель и коробку передач, на все машины с 2004 по 2016 год. Она стоит 25 тыс. руб.».
По словам Никитина, время от времени покупатели пытаются хитрить и использовать эту гарантию для полного технического обслуживания — просят поменять лампочки или починить стеклоомыватель. Но таких услуг она не предусматривает, подчеркивает менеджер.
Бумажные хитрости
Как говорят эксперты, другая распространенная уловка на вторичном рынке — когда цена в момент окончательного заключения договора оказывается существенно выше изначальной либо приходится оплачивать множество дополнительных услуг.
Недобросовестные продавцы часто предлагают покупателю внести залог до окончательного подписания договора купли-продажи, рассказывает Алексей Пономарев. В процессе оформления документов цена автомобиля неожиданно начинает расти. «Вы вносите 150–200 тыс. руб., вам составляют предварительный договор купли-продажи, — описывает ситуацию эксперт. — Потом вы смотрите еще раз машину, там все в порядке, подписываете договор, и дальше он отправляется вроде как на подпись руководителю компании. Однако затем в документах выявляется какая-то «ошибочка», и договор приходится переподписывать. Так происходит несколько раз, и в результате итоговая цена на автомобиль может вырасти раза в два. От сделки можно отказаться, конечно, но внесенный залог уже не возвращают».
Сюрпризы могут быть и дальше. «Когда вы идете в кассу оплачивать покупку по подписанному договору, в счет включается оплата «оформления сделки» — 15–20 тыс. руб. Отказаться от навязанной услуги нереально — клиенту сообщают, что без их печати автомобиль из ТЦ не выедет», — говорит эксперт. Порой платить приходится и за доставку автомобилей с верхних ярусов парковки.
По словам адвоката Марата Амалиева, все эти услуги салон обычно оговаривает в договоре, так что с формальной точки зрения претензии предъявить невозможно. «Например, салон указывает в договоре, что обязуется провести предпродажную подготовку, за которую потом требует 150 тыс. руб.», — говорит адвокат.
Бывают случаи, когда в договоре написано совсем не то, что ожидает покупатель, говорит он. «Недавно я консультировал клиента — с ним одна компания вместо кредитного договора подписала договор лизинга, по которому за 140 тыс. руб. выкупила его Mercedes и сдала ему же в аренду. А когда он не смог платить по счетам, ему выставили проценты по 7,5 тыс. руб. за каждый день. Сейчас машину изъяли, а он остался должен еще почти 1 млн руб.», — приводит свежий пример из практики Амалиев.
Добиться возбуждения уголовных дел по таким делам почти невозможно, признают юристы. «В большинстве случаев полиция отказывает в возбуждении уголовного дела и отправляет разбираться в гражданский суд», — говорит Михальчик. Уголовные же дела возбуждаются только в случаях с откровенным мошенничеством — когда салон забрал машину, продал и исчез. Собеседник РБК в руководстве МВД поясняет, что уголовные дела в отношении автомошенников возбуждаются регулярно, но при достаточных основаниях.
Эксперты советуют тщательно вчитываться в условия подписываемых в ходе сделки договоров и всегда требовать у продавцов оригиналы документов на автомобиль. Машины с пробегом обязательно надо проверять по базе ГИБДД.
«Но дело в том, что, когда человек едет покупать машину, то в голове он ее уже купил. Ему жгут карман деньги, поэтому на многие вещи он смотрит сквозь пальцы», — считает Пономарев. И это особенно справедливо, когда покупатели приезжают издалека. Ведь фактически перед ними выбор — либо брать машину на условиях продавца, либо возвращаться домой ни с чем, отмечает эксперт.
Источник
На стагнирующем российском авторынке все заметнее использование сомнительных схем при продаже автомобилей с пробегом, говорят участники рынка и юристы, специализирующиеся на защите прав автовладельцев.
«В Москве это глобальное явление — так продается более 50% всех подержанных машин», — сообщил РБК адвокат Алексей Михальчик. Его коллега Марат Амалиев уточняет: «На настоящих мошенников попадает примерно 20–30% желающих продать или купить машину, а в целом 50% посреднических структур используют разного рода схемы «развода» клиентов».
Речь в таких случаях идет о том, что с юридической точки зрения нарушения закона не происходит и посредники действуют в рамках договора, который подписал клиент. И даже если он затем считает себя пострадавшим от мошеннических действий, восстановить справедливость в суде невозможно.
По словам руководителя Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрия Янина, новое поколение мошенников от авторынка выглядит вполне респектабельно и работает не на стихийных авторынках, а за солидными вывесками салонов. «Сейчас большинство автомобильных афер происходят в автосалонах, — говорит Янин. — И если человек зашел в офис к мошенникам, с деньгами он от них не выйдет, каким бы юридически грамотным он ни был».
Мертвый автобус
Вот лишь один пример из практики адвоката Михальчика. Первая декада октября, один из районных судов столицы. Судья Вера Петрова зачитывает решение за считаные минуты — отказать истцу во всех требованиях. В зале лишь один человек — помощник адвоката Юлия, представляющая интересы истца — Владимира Семенкова.
Владимир Семенков из Мурома, как следует из материалов дела (есть в распоряжении РБК), приехал в Москву за машиной и 2 апреля в одном из салонов, торгующих подержанными автомобилями, купил микроавтобус Hyundai Starex. За него он отдал в общей сложности 585 тыс. руб., включая комиссионные. Однако, выехав из салона, Семенков проехал всего километр — микроавтобус заглох и больше не заводился. Эксперты станции технического обслуживания ООО «Техцентр Сколково», проведя диагностику Starex, установили, что он в принципе «непригоден для использования», а минимальная стоимость его ремонта составляет почти 240 тыс. руб., то есть около половины цены.
Семенков подал иск о защите прав потребителя и расторжении договора купли-продажи с автосалоном. Однако, рассказывает Алексей Михальчик, предъявить к салону претензии оказалось невозможно — он выступал лишь агентом. Продавцом сломавшегося автобуса, согласно документам, был житель Воронежской области Юрий Турищев. Его истец просил привлечь к делу в качестве третьего лица. Но Турищев, в свою очередь, сообщил, что еще в марте продал микроавтобус некоему Волкову и никакого договора ни с автосалоном, ни с Семенковым не подписывал, а все его подписи в документах, предоставленных истцом, подделаны.
Итог известен: в иске отказано. Как говорится в решении суда — в связи с неопределенностью в вопросе, действительно ли Семенков купил сломанный автобус или машина сломалась уже после покупки.
Эту историю можно считать типичной. Продажа неисправных автомобилей — стандартная схема недобросовестных посредников, говорит адвокат Михальчик. Он уточняет, что по закону продавец несет ответственность за товар: перед оформлением сделки он должен сообщить покупателю все недостатки, этого требуют правила комиссионной торговли и закон «О защите прав потребителей». Именно поэтому салоны выступают всего лишь агентами. В этом случае все споры разрешаются в соответствии с общими положениями Гражданского кодекса, согласно которым каждая из сторон должна доказывать в суде обстоятельства, на которые ссылается.
Вымытый рынок
По данным агентства «Автостат», с января по сентябрь 2016 года российский рынок подержанных автомобилей вырос на 8% год к году, подобравшись к отметке 3,8 млн машин. При этом первичный рынок продолжает падение. С 2014 года он сократился в два раза: за девять месяцев этого года было продано всего 887 тыс. новых автомобилей. Эксперты считают, что до его восстановления еще далеко, ведь покупательная способность россиян упала. «Цены на машины растут и будут продолжать расти, потому что в пересчете на стоимость в валюте они еще не достигли того уровня, какой был до обвала рубля. Но денег у людей больше не становится, и поэтому рынок испытывает сложности», — объясняет РБК ситуацию директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.
При стагнирующем первичном рынке переориентация спроса на автомобили с пробегом привела к быстрому падению качества предложения. «Чтобы сейчас купить по хорошей цене хорошую машину на вторичном рынке, надо хорошо поискать, — говорит Алексей Пономарев, гендиректор специализирующейся на продаже автомобилей с пробегом столичной компании «Кар-инвест». — Все, что было более или менее хорошее и целое, уже куплено».
Он поясняет: если раньше многие после трех лет эксплуатации нового авто выставляли его на продажу, то теперь это происходит гораздо реже. «Люди понимают, что если они сдадут свою машину с пробегом, то на новую им все равно не хватит, — говорит Пономарев. — Еще три года назад человек мог сменить авто на новое и тут же поехать отдохнуть, а теперь надо выбирать — или новая машина, или отдых на море. А многим не хватает денег ни на то, ни на другое».
Салонные игры
Неудивительно, что резко выросло число случаев, когда и покупатели, и продавцы подержанных машин считают себя обманутыми. Претензии предъявляются главным образом к небольшим фирмам-посредникам, работающим с автомобилями с пробегом.
Серое пятиэтажное здание, где располагается салон «Дельта Авто», стоит на обочине Третьего транспортного кольца в районе «Москва-Сити». На подъезде неприметная табличка с названием компании и указанием «3 этаж». На третьем этаже сразу же выход на парковку — по обе стороны ряды машин разных марок и моделей, от малолитражек Hyundai Getz до джипов Porsche.
— Покупаете? Что-то уже присмотрели? Продаете? — материализуется менеджер. После беглого осмотра машины клиента отводят в комнату с тремя столами с ноутбуками — сравнить цены салона с ценами на Auto.ru.
«Нужно заключать договор и ставить машину на продажу в салон. Зачем вам свое объявление в интернете подавать? Перекупщики начнут звонить, цену сбивать, а тут вы сразу цену зафиксируете! — говорит потенциальному клиенту менеджер Андрей. — Вы на машине приехали? Документы у вас с собой?»
Салон предлагает широкий перечень услуг — продать машину, подобрать другую, если не хватит денег — оформить кредит. И парковок у него целых три — на втором, третьем и пятом этажах и на каждой по сотне автомобилей.
«Не нужно тянуть с покупкой машины, лучше в ближайшие дни все сделать! Иначе знаете, как бывает? Ситуация на рынке может измениться! Неизвестно, что будет через неделю», — продолжает нажим на других клиентов менеджер.
По данным СПАРК, компания «Дельта Авто» была создана в ноябре 2014 года. Единственным собственником фирмы сейчас является Светлана Юрьевна Невзорова (по данным СПАРК, ей принадлежат в разных долях еще шесть компаний). И этот автосалон — один из тех, на которые в интернете жалуются особенно часто.
«Два месяца назад я опубликовала в интернете объявление о продаже своего автомобиля Hyundai Getz. Почти сразу же мне позвонили из салона «Дельта Авто», сказали, у них есть покупатель», — рассказывает РБК девушка, попросившая не называть ее имени. Ее немедленно стали убеждать заключить договор; при этом свои услуги автосалон оценивал весьма скромно, в 35 тыс. руб. Эти комиссионные при любом исходе продавец должен выплатить «Дельта Авто».
Вместе с мужем собеседница РБК приехала в «Дельта Авто». «Машину посмотрели, но покупателя нам не показали, якобы из-за того чтобы мы между собой сами не договорились, — рассказывает она. — Сказали, что нам нужно заключить договор, а покупателю — оформить кредит».
«Что касается комиссионных, то менеджеры нас заверили, что это формальность. Мол, эти 35 тыс. уже заплатил покупатель, и с нас денег не возьмут, — говорит девушка. — Когда мы подписали бумаги, они машину забрали, а нас отправили «погулять» на пару часов, пока оформляется кредит».
Когда автовладельцы вернулись, оказалось, что ответа по запросам на кредит еще нет, затем был короткий день, потом выходные, а через неделю им объявили, что покупатель получил отказ на кредит.
«Нам предложили два варианта — оставить машину на продажу в салоне или забрать, но заплатить компании 20 тыс. руб. агентских, — говорит девушка. — Мы оставили автомобиль в салоне и на всякий случай обновили объявление о продаже в интернете. И нам снова позвонили из «Дельта Авто»! Сказали, что уже неделю ищут такую машину для одного из своих клиентов, и тут же предложили приехать на ней к ним в салон для заключения сделки».
Стало ясно, что салон действует по одной и той же стандартной схеме. И машину из него удалось забрать только при помощи участкового, говорит собеседница РБК.
Представители «Дельта Авто» многочисленные жалобы в сети объясняют «происками конкурентов». Николай Никитин, старший менеджер по продажам «Дельта Авто», заявил РБК: «У нас большой салон, более 1200 автомобилей, и у нас много недоброжелателей. А в интернете сейчас может писать кто угодно».
По словам Никитина, негативные отзывы на интернет-форумах и даже судебные иски — привычные издержки конкуренции. «Люди ставят машины к нам на продажу, мы находим покупателей, а потом продавцы срывают сделки, когда покупатели уже кредиты получили. Конечно, мы просим их заплатить агентские, предусмотренные в договоре», — поясняет Никитин.
Он отмечает, что 35–40 тыс. руб. — это вполне скромное вознаграждение, за счет которого и формируется доход салона.
Никитин не согласен и с обвинениями в продаже некачественных машин. «Люди ездят по полгода, а потом предъявляют нам претензии, что у машины что-то не так, — говорит он. — Но наш салон выдает техническую гарантию на год на двигатель и коробку передач, на все машины с 2004 по 2016 год. Она стоит 25 тыс. руб.».
По словам Никитина, время от времени покупатели пытаются хитрить и использовать эту гарантию для полного технического обслуживания — просят поменять лампочки или починить стеклоомыватель. Но таких услуг она не предусматривает, подчеркивает менеджер.
Бумажные хитрости
Как говорят эксперты, другая распространенная уловка на вторичном рынке — когда цена в момент окончательного заключения договора оказывается существенно выше изначальной либо приходится оплачивать множество дополнительных услуг.
Недобросовестные продавцы часто предлагают покупателю внести залог до окончательного подписания договора купли-продажи, рассказывает Алексей Пономарев. В процессе оформления документов цена автомобиля неожиданно начинает расти. «Вы вносите 150–200 тыс. руб., вам составляют предварительный договор купли-продажи, — описывает ситуацию эксперт. — Потом вы смотрите еще раз машину, там все в порядке, подписываете договор, и дальше он отправляется вроде как на подпись руководителю компании. Однако затем в документах выявляется какая-то «ошибочка», и договор приходится переподписывать. Так происходит несколько раз, и в результате итоговая цена на автомобиль может вырасти раза в два. От сделки можно отказаться, конечно, но внесенный залог уже не возвращают».
Сюрпризы могут быть и дальше. «Когда вы идете в кассу оплачивать покупку по подписанному договору, в счет включается оплата «оформления сделки» — 15–20 тыс. руб. Отказаться от навязанной услуги нереально — клиенту сообщают, что без их печати автомобиль из ТЦ не выедет», — говорит эксперт. Порой платить приходится и за доставку автомобилей с верхних ярусов парковки.
По словам адвоката Марата Амалиева, все эти услуги салон обычно оговаривает в договоре, так что с формальной точки зрения претензии предъявить невозможно. «Например, салон указывает в договоре, что обязуется провести предпродажную подготовку, за которую потом требует 150 тыс. руб.», — говорит адвокат.
Бывают случаи, когда в договоре написано совсем не то, что ожидает покупатель, говорит он. «Недавно я консультировал клиента — с ним одна компания вместо кредитного договора подписала договор лизинга, по которому за 140 тыс. руб. выкупила его Mercedes и сдала ему же в аренду. А когда он не смог платить по счетам, ему выставили проценты по 7,5 тыс. руб. за каждый день. Сейчас машину изъяли, а он остался должен еще почти 1 млн руб.», — приводит свежий пример из практики Амалиев.
Добиться возбуждения уголовных дел по таким делам почти невозможно, признают юристы. «В большинстве случаев полиция отказывает в возбуждении уголовного дела и отправляет разбираться в гражданский суд», — говорит Михальчик. Уголовные же дела возбуждаются только в случаях с откровенным мошенничеством — когда салон забрал машину, продал и исчез. Собеседник РБК в руководстве МВД поясняет, что уголовные дела в отношении автомошенников возбуждаются регулярно, но при достаточных основаниях.
Эксперты советуют тщательно вчитываться в условия подписываемых в ходе сделки договоров и всегда требовать у продавцов оригиналы документов на автомобиль. Машины с пробегом обязательно надо проверять по базе ГИБДД.
«Но дело в том, что, когда человек едет покупать машину, то в голове он ее уже купил. Ему жгут карман деньги, поэтому на многие вещи он смотрит сквозь пальцы», — считает Пономарев. И это особенно справедливо, когда покупатели приезжают издалека. Ведь фактически перед ними выбор — либо брать машину на условиях продавца, либо возвращаться домой ни с чем, отмечает эксперт.
Источник