Подготовка компании к IPO: этапы и стандарты
Первичное публичное предложение или IPO можно рассматривать как достаточно точный индикатор успеха компании. Для многих компаний обретение статуса публичной компании - это больше, чем просто начало продажи своих акций. Это сигнал миру, что бизнес вышел на уровень, достижимый не для всех. Поэтому IPO является целью многих предпринимателей - оно не только дает возможность привлечь в компанию дополнительные средства, но и является крайне важным для имиджа. А недооценить значение имиджа в мире бизнеса практически невозможно.
Однако сегодня IPO - не только выгодное, но и очень дорогое дело, особенно если осуществлять его на американских площадках, куда стремятся многие компании. Выход на IPO может стоить компании более двух миллионов долларов; кроме того, андеррайтеры получат возможность предложить акции своим избранным клиентам по исходной цене и заработать на сделке.
IPO: для чего это нужно вашей компании
IPO - одно из самых значительных событий в жизненном цикле компании. Капитал, заработанный на успешном первичном размещении акций, может быть использован для расширения бизнеса на новые рынки, для поглощения других компаний, для привлечения новых талантливых сотрудников. Кроме того, важен фактор престижа. То, что вы являетесь публичной компаний, мгновенно облегчает налаживание контактов с потенциальными инвесторами и деловыми партнерами, повышает доверие к вам. За это придется заплатить ослаблением контроля над делами компании и кое-чем еще.
Преимущества IPO
Доступ к капиталу. Хотя процедура проведения первичного публичного размещения требует много денег и времени, при хороших условиях она полностью себя окупает. Если спрос будет высокий, можно выпускать еще акции, а значит зарабатывать больше на дальнейшее развитие бизнеса.
Возможность привлекать лучших работников. Многие публичные компании предлагают своим сотрудникам не только зарплату, но и акции по специальным ценам.
Усиление мотивации. Привлечение дополнительных средств в результате IPO позволяет основателям компании и сотрудникам увидеть финансовые плоды своего труда, что всегда положительно сказывается на мотивации.
Маркетинговые преимущества. IPO привлекает к компании повышенное внимание, вызывает заинтересованность не только инвесторов, но также потенциальных партнеров и клиентов.
Недостатки IPO
Самым большим недостатком смены статуса компании с частной на публичную обычно оказывается, в той или иной степени, потеря контроля над бизнесом. После IPO к руководству будет предъявляться больше формальных требований, из-за чего ведение бизнеса станет более сложным.
Публичная компания должна регулярно составлять отчеты, в которых отражается такая информация о продукции, клиентах, договорах с клиентами и руководстве, которую частные компании предоставлять кому-либо не обязаны.
В худшем случае группа инвесторов может приобрести большую часть акций и начать контролировать дела компании.
Если IPO пройдет неудачно, это может плохо отразиться на имидже компании.
Финансовые стандарты
Прежде чем рассматривать саму возможность выхода на IPO, необходимо убедиться в том, что компания соответствует финансовым требованиям, установленным на той бирже, где планируется получить листинг.
Чтобы получить листинг на NASDAQ Global Select Market, компания должна заработать за три года до планируемого IPO в общей сложности не менее 11 миллионов долларов, а за каждый из двух предыдущих лет - не менее 2.2 миллионов.
У NASDAQ есть и альтернативные площадки, с менее строгими финансовыми требованиями. Для листинга на NASDAQ Global Market прибыль компании за последний год должна составлять не менее 1 миллиона долларов, на NASDAQ Capital Market барьер еще ниже - 750 тысяч долларов.
Крупным компаниям, которые не проходят тест на прибыль до выплаты налогов, биржи могут предлагать альтернативные стандарты для листинга, основанные на оценочной стоимости компании, денежных потоках, и других показателях. Кроме того, по правилам SEC (Комиссия по ценным бумагам и биржам) перед тем, как стать публичной, компания должна предоставить аудиторские отчеты о своей деятельности за последние три года. Поскольку обычно информация о финансовой деятельности сохраняется, составить отчеты может и задним числом, хотя это обойдется недешево.