В те еще не успевшие затянуться дымкой времени годы, когда общественная и культурная жизнь почти трехсот миллионов граждан Советского Союза была ограждена от капиталистических веяний железным занавесом, сквозь него мимо высочайшей цензуры порой прорывались выпущенные на далеком западе журналы и снятые там фильмы. Их привозили редкие счастливчики, которым позволялось ездить в страны враждебного лагеря по долгу службы, и глянцевые страницы моментально подвергались фотокопированию, а боевики и космические приключения неведомым образом добирались на видеокассетах до самых глухих уголков страны победившего социализма. Но даже среди этих запретных, редких и потому желанных произведений «чуждой» культуры выделялось особенно необычное и еще более притягательное явление в виде мультфильмов, созданных в студии Уолта Диснея.
Его персонажи, воплощавшие в себе американский дух, пожалуй, даже более явственно и выразительно, чем смелый, но склонный к душевным страданиям Рембо или тускловатые и похожие друг на друга герои «Звездных войн», легко обходя любые запреты и условности, врывались на обложки тетрадей, воплощались в виде плюшевых игрушек, мелькали на пакетах и переводных картинках. Каждый школьник отлично знал, что на рынке в определенном месте всегда стояли цыганки, продававшие по десять рублей пакетики с вкусными жевательными пластинками Donald, под обертками которых можно было найти пахучие вкладыши с сюжетами из жизни диснеевских персонажей. Эти миниатюрные комиксы заботливо помещались в специально выделенные для них альбомы и на переменах проигрывались таким же поклонникам вкладышей или, если собиралось несколько одинаковых экземпляров, обменивались на те, которых еще не было в коллекции.
Умел обходиться без цветных карандашей
Даже удивительно, как много сделал для массовой культуры знаменитый американский создатель мультфильмов, сценарист, продюсер, актер, режиссер Уолт Дисней, основавший компанию «Walt Disney Productions», за короткое время выросшую в империю развлечений «The Walt Disney Company». Очень символично, что он родился на заре нового века, в 1901 году, когда технический прогресс все быстрее менял привычную жизнь, - ведь именно благодаря Диснею появились мультфильмы, выходившие в сопровождении звука и музыки. Его огромной творческой энергии хватило на то, чтобы отснять сто одиннадцать фильмов и помимо этого принять участие в производстве еще почти шести сотен лент. В перечень его самых престижных наград входят двадцать шесть «Оскаров» и премия Тальберга.
Возможно, его мощное дарование стало следствием смешения талантов, заложенных в разных народах, ибо среди предков Диснея были немцы, ирландцы, англичане. Он появился на свет в Чикаго, и вскоре его семья переехала на ферму в штате Миссури, а в 1910 году поселилась в Канзас-сити. Уже давно легендой стала история о том, как маленький Уолт, ощутив тягу к рисованию, изобразил на стене дом с помощью палки, вымазанной в смоле. Увы, отец, не одобрявший тягу сына к живописи, наказал его за это. Однако подавить в нем любовь к искусству так и не удалось, мальчик упрямо продолжал рисовать, и сосед, высоко оценив изображение своей лошади, даже приобрел его у юноши за 25 центов. Лишь тогда отец Уолта наконец-то сменил гнев на милость и подарил ему цветные карандаши. Примечательно, что позже, когда Дисней стал знаменитым мультипликатором, бывшие соседи, покупавшие много лет назад его рисунки, стали продавать их на аукционах за большие деньги.
С подросткового возраста Уолт трудился разносчиком газет, для чего вставал еще затемно. Когда ему исполнилось 16 лет, он ощутил желание приобщиться к грандиозной войне, разгоревшейся в Европе, и, подделав подписи родителей, отправился во Францию, где год проработал в Красном Кресте водителем медицинского автомобиля. В 1920 году Дисней стал художником в студии рекламы и ощутил там желание создавать движущиеся рисованные картинки. В итоге он основал в Канзас-Сити собственную студию мультипликации «Laugh-O-Gram», где вместе с ним работал партнер Аб Айверкс. Продукцией этой компании были так называемые «смехограммы», - непродолжительные анимационные ролики. Прокатчикам очень нравились эти незамысловатые и забавные сюжеты, и они с удовольствием выпускали их на экран, однако материального благополучия необычная затея со смешными мультиками Уолту не принесла, и «Смехограмма» разорилась.
Прощай, кролик и здравствуй, мышонок
В 1923 году Дисней переехал в Лос-Анджелес, где совместно с братом Роем открыл маленькую студию мультипликации, названную «Disney Brothers Cartoon Studio». В начале весны 1924 года Дисней показал публике свой первый наполненный трюками фильм «День Алисы на море», сюжет которого был навеян знаменитой книгой Кэрролла. Подражая литературному отцу Алисы, Дисней назвал свои ленты, созданные во второй половине двадцатых годов, не иначе как «Алиса в стране мультипликации». Приключения этой юной авантюристки так вдохновляли Уолта, что о ее похождениях он снял пятьдесят шесть фильмов, одновременно отточив на них свою неподражаемую творческую манеру.
В 1927 году безграничную любовь зрителей вызвал «Освальд, счастливый кролик», положивший начало приключениям животных в диснеевских мультфильмах. Увы, ему самому громкий успех кролика неожиданно причинил горькое уныние, ибо, сэкономив на юристе при заключении контракта на создание мультика про Освальда, Уолт не обратил внимания на малозаметный пункт, согласно которому все персонажи этой ленты становились собственностью Universal Pictures, и потому он не мог самовольно продолжать съемку фильмов о полюбившемся всем ушастом герое. Таким образом, пять лет, ушедших на разработку этого персонажа и его перенос на экран, были потрачены впустую, и Диснею уже в который раз пришлось начинать свой путь к финансовой независимости с самого начала.
Однако нет худа без добра, поскольку, расставшись с кроликом, Дисней был вынужден заменить его на кого-то другого. И этим дублером стал всемирно известный нынче Микки Маус, быстро вошедший в число главных образов американской поп-культуры и спустя годы для многих даже превратившийся в символ породившей его заокеанской державы. Прототипом для Микки стал его реальный тезка – домашний мышонок, которого Уолт когда-то спас, вырвав из кошачьих лап. Художественный образ мышки, которую поначалу хотели назвать Мортимером, создал Айверкс, и первое появление Микки состоялось в 1928 году в немом мультфильме «Безумный аэроплан», и тогда же он успел «сняться» в первой звуковой ленте Диснея - «Пароходике Вилли», где тот сам озвучил своего нового героя.
Каждый новый мультфильм становился вехой в истории Америки
Другим знаменитым циклом, вышедшим под началом Диснея, стали начатые на исходе двадцатых годов «Наивные симфонии», число которых за десяток лет перевалило за семьдесят серий, где появились такие герои, как собака Плуто, пес Гуфи и селезень Дональд Дак. Пожалуй, наиболее известным из этого цикла стал выпущенный в 1933 году мультфильм «Три поросенка», веселая песенка из которого мигом стала гимном всех, кто попадал в непростую жизненную ситуацию. Учитывая тот факт, что вся страна тогда переживала Великую депрессию, из-за которой многие заводы остановились, фермеры остались без денег, и тысячи людей хорошо узнали, что такое чувство голода, можно понять, почему песенку «Нам не страшен серый волк» напевала тогда вся Америка. С этой простой и понятной обнадеживающей фразой тогда перекликались слова президента Франклина Рузвельта, сказавшего: «Единственная вещь, которой мы должны страшиться, — это сам страх».
Как и всякий художник, Дисней обладал отличной памятью на образы и потому навсегда запомнил немой мультик про Белоснежку, увиденный в Канзас-Сити в подростковом возрасте. Трогательная сказка братьев Гримм так сильно его впечатлила, что он решил тоже приложить руку к ее воплощению на экране, и в 1934 году Дисней написал черновой вариант сценария по мотивам этой истории. Для того, чтобы порожденные его воображением образы материализовались в нарисованном виде, он взял в "Bank of America" взаймы ни много ни мало полтора миллиона долларов и объявил о наборе художников для создания нового мультфильма. На его призыв откликнулось шесть тысяч человек, из которых сначала было отобрано тридцать, но потом и это число сократилось втрое.
Над чистовой версией сюжета для мультика трудилась целая сценарная группа, и в феврале 1938 года в кинотеатрах США состоялась премьера полнометражной ленты Диснея «Белоснежка и семь гномов». Надо заметить, что он ничуть не просчитался, попросив у банка тот огромный кредит, ибо этот фильм принес ему восемь миллионов долларов прибыли, славу великого мультипликатора и сразу восемь Оскаров - большого ему самому, а семь маленьких – по одному на каждого из гномов, которых тоже решили отметить «персональными» статуэтками.
Вслед за «Белоснежкой» Дисней в 1940 году выпустил полнометражную ленту «Пиноккио», также имевшую грандиозный успех, причем фильм понравился даже критикам. Надо заметить, что в данном случае создатели не пожалели сил и времени на изучение движений настоящего кита, дабы как можно реалистичней изобразить в мультфильме сцену погони этого океанического монстра за Пиноккио. Традиционно большое внимание Диснея к музыкальному сопровождению мультфильма в этот раз было отмечено даже специалистами, и создавшие его композиторы Смит, Харлайн, Вашингтон принесли «Пиноккио» «Оскара».
Основатель Диснейленда ненавидел коммунистов
Не столь однозначно была встречена вышедшая в 1940 году знаменитая «Фантазия», - совершенно новое явление в мультипликации, заложившее основу для целого направления лирических мультфильмов, в которых сделан упор не на сюжет, а на сочетание проходящих перед зрителем образов с музыкой знаменитых композиторов. В данном случае были взяты произведения Баха, Чайковского, Стравинского, Бетховена. Именно под его «Пасторальную симфонию» в действие вступают кентавры, провожающие заходящее солнце, которые тогда очень не понравились критикам.
Дисней также считается основоположником еще одного направления в анимации – семейных мультфильмов, на просмотр которых можно смело ходить и детям, и взрослым, и скучать во время сеанса не придется ни тем, ни другим. Такими картинами стали ленты «Дамбо», где повествуется о приключениях циркового слоненка, научившегося летать, и «Бэмби», рассказывающая о трогательном олененке. Стоит заметить, что Дисней не видел большой разницы между детьми и взрослыми и даже утверждал, что дети – это взрослые, которые еще не разучились радоваться жизни и открыто выражать свои эмоции.
Отдельной страницей в его биографии является создание парков развлечений, где можно весело проводить время всей семьей уже не просто сидя у экрана, а веселясь на аттракционах, гуляя по улицам давно ушедших в прошлое кварталов, общаясь с героями диснеевских мультфильмов. Взрослые могут там немного отдохнуть от родительских забот, заглянув в ресторан или посмотрев на красочный фейерверк. Первый Диснейленд был открыт летом 1955 года, а идея построить такой комплекс, где можно хорошо провести время всей семьей и отвлечься от повседневных забот, пришла на ум Диснею, когда он вместе с дочками в тридцатых-сороковых годах посещал парки отдыха.
По той причине, что Дисней умер от развивавшегося в его легких рака, созданная им развлекательная корпорация решила не включать в свои киноленты изображения сигарет. Видимо, из-за того, что он еще при жизни фактически стал легендой, молва породила слухи, согласно которым Дисней не умер, а будучи смертельно болен, попросил заморозить себя живьем в криогенной камере. Однако вряд ли те, кто надеются когда-нибудь увидеть ожившего Уолта, реально имеют такую возможность, поскольку его прах лежит на голливудском кладбище в мемориальном парке Форест-Лаун.
Твердо придерживаясь антикоммунистических воззрений, Дисней много лет был агентом ФБР и по собственной воле составлял доносы на своих сослуживцев. Мало того, - по окончании войны он делал все для того, чтобы комиссия, выискивавшая людей, настроенных отрицательно по отношению к американскому общественному строю, выявляла в Голливуде как можно больше тайных коммунистов. Известно также, что Дисней как-то раз провел с экскурсией по своей студии известную немецкую кинематографистку Лени Рифеншталь, являвшуюся идеологическим рупором Третьего рейха.
Ему принадлежит первенство в использовании трехпленочных аппаратов «Техниколор», позволявших внести в мультфильмы цветовое разнообразие. В организации труда он ввел такое новшество, как выдача премий художникам, предложившим оригинальный трюк для героя, и позже эта система была внедрена в других студиях, включая "Союзмультфильм". Работавшие у Диснея аниматоры для создания как можно более правдоподобных персонажей тщательно изучали повадки настоящих зверей, чему вышедшие из-под их карандашей мышки и утята и обязаны своим большим сходством с прототипами. В мультфильме «Фантазия» Дисней впервые использовал для широкоэкранного показа стереозвук, и зрители дружно отметили отличное качество музыки к этой ленте.
«Я не создаю фильмы просто, чтобы зарабатывать деньги. Я зарабатываю деньги, чтобы создавать фильмы».
Его персонажи, воплощавшие в себе американский дух, пожалуй, даже более явственно и выразительно, чем смелый, но склонный к душевным страданиям Рембо или тускловатые и похожие друг на друга герои «Звездных войн», легко обходя любые запреты и условности, врывались на обложки тетрадей, воплощались в виде плюшевых игрушек, мелькали на пакетах и переводных картинках. Каждый школьник отлично знал, что на рынке в определенном месте всегда стояли цыганки, продававшие по десять рублей пакетики с вкусными жевательными пластинками Donald, под обертками которых можно было найти пахучие вкладыши с сюжетами из жизни диснеевских персонажей. Эти миниатюрные комиксы заботливо помещались в специально выделенные для них альбомы и на переменах проигрывались таким же поклонникам вкладышей или, если собиралось несколько одинаковых экземпляров, обменивались на те, которых еще не было в коллекции.
Умел обходиться без цветных карандашей
Даже удивительно, как много сделал для массовой культуры знаменитый американский создатель мультфильмов, сценарист, продюсер, актер, режиссер Уолт Дисней, основавший компанию «Walt Disney Productions», за короткое время выросшую в империю развлечений «The Walt Disney Company». Очень символично, что он родился на заре нового века, в 1901 году, когда технический прогресс все быстрее менял привычную жизнь, - ведь именно благодаря Диснею появились мультфильмы, выходившие в сопровождении звука и музыки. Его огромной творческой энергии хватило на то, чтобы отснять сто одиннадцать фильмов и помимо этого принять участие в производстве еще почти шести сотен лент. В перечень его самых престижных наград входят двадцать шесть «Оскаров» и премия Тальберга.
Возможно, его мощное дарование стало следствием смешения талантов, заложенных в разных народах, ибо среди предков Диснея были немцы, ирландцы, англичане. Он появился на свет в Чикаго, и вскоре его семья переехала на ферму в штате Миссури, а в 1910 году поселилась в Канзас-сити. Уже давно легендой стала история о том, как маленький Уолт, ощутив тягу к рисованию, изобразил на стене дом с помощью палки, вымазанной в смоле. Увы, отец, не одобрявший тягу сына к живописи, наказал его за это. Однако подавить в нем любовь к искусству так и не удалось, мальчик упрямо продолжал рисовать, и сосед, высоко оценив изображение своей лошади, даже приобрел его у юноши за 25 центов. Лишь тогда отец Уолта наконец-то сменил гнев на милость и подарил ему цветные карандаши. Примечательно, что позже, когда Дисней стал знаменитым мультипликатором, бывшие соседи, покупавшие много лет назад его рисунки, стали продавать их на аукционах за большие деньги.
С подросткового возраста Уолт трудился разносчиком газет, для чего вставал еще затемно. Когда ему исполнилось 16 лет, он ощутил желание приобщиться к грандиозной войне, разгоревшейся в Европе, и, подделав подписи родителей, отправился во Францию, где год проработал в Красном Кресте водителем медицинского автомобиля. В 1920 году Дисней стал художником в студии рекламы и ощутил там желание создавать движущиеся рисованные картинки. В итоге он основал в Канзас-Сити собственную студию мультипликации «Laugh-O-Gram», где вместе с ним работал партнер Аб Айверкс. Продукцией этой компании были так называемые «смехограммы», - непродолжительные анимационные ролики. Прокатчикам очень нравились эти незамысловатые и забавные сюжеты, и они с удовольствием выпускали их на экран, однако материального благополучия необычная затея со смешными мультиками Уолту не принесла, и «Смехограмма» разорилась.
Прощай, кролик и здравствуй, мышонок
В 1923 году Дисней переехал в Лос-Анджелес, где совместно с братом Роем открыл маленькую студию мультипликации, названную «Disney Brothers Cartoon Studio». В начале весны 1924 года Дисней показал публике свой первый наполненный трюками фильм «День Алисы на море», сюжет которого был навеян знаменитой книгой Кэрролла. Подражая литературному отцу Алисы, Дисней назвал свои ленты, созданные во второй половине двадцатых годов, не иначе как «Алиса в стране мультипликации». Приключения этой юной авантюристки так вдохновляли Уолта, что о ее похождениях он снял пятьдесят шесть фильмов, одновременно отточив на них свою неподражаемую творческую манеру.
В 1927 году безграничную любовь зрителей вызвал «Освальд, счастливый кролик», положивший начало приключениям животных в диснеевских мультфильмах. Увы, ему самому громкий успех кролика неожиданно причинил горькое уныние, ибо, сэкономив на юристе при заключении контракта на создание мультика про Освальда, Уолт не обратил внимания на малозаметный пункт, согласно которому все персонажи этой ленты становились собственностью Universal Pictures, и потому он не мог самовольно продолжать съемку фильмов о полюбившемся всем ушастом герое. Таким образом, пять лет, ушедших на разработку этого персонажа и его перенос на экран, были потрачены впустую, и Диснею уже в который раз пришлось начинать свой путь к финансовой независимости с самого начала.
Однако нет худа без добра, поскольку, расставшись с кроликом, Дисней был вынужден заменить его на кого-то другого. И этим дублером стал всемирно известный нынче Микки Маус, быстро вошедший в число главных образов американской поп-культуры и спустя годы для многих даже превратившийся в символ породившей его заокеанской державы. Прототипом для Микки стал его реальный тезка – домашний мышонок, которого Уолт когда-то спас, вырвав из кошачьих лап. Художественный образ мышки, которую поначалу хотели назвать Мортимером, создал Айверкс, и первое появление Микки состоялось в 1928 году в немом мультфильме «Безумный аэроплан», и тогда же он успел «сняться» в первой звуковой ленте Диснея - «Пароходике Вилли», где тот сам озвучил своего нового героя.
Каждый новый мультфильм становился вехой в истории Америки
Другим знаменитым циклом, вышедшим под началом Диснея, стали начатые на исходе двадцатых годов «Наивные симфонии», число которых за десяток лет перевалило за семьдесят серий, где появились такие герои, как собака Плуто, пес Гуфи и селезень Дональд Дак. Пожалуй, наиболее известным из этого цикла стал выпущенный в 1933 году мультфильм «Три поросенка», веселая песенка из которого мигом стала гимном всех, кто попадал в непростую жизненную ситуацию. Учитывая тот факт, что вся страна тогда переживала Великую депрессию, из-за которой многие заводы остановились, фермеры остались без денег, и тысячи людей хорошо узнали, что такое чувство голода, можно понять, почему песенку «Нам не страшен серый волк» напевала тогда вся Америка. С этой простой и понятной обнадеживающей фразой тогда перекликались слова президента Франклина Рузвельта, сказавшего: «Единственная вещь, которой мы должны страшиться, — это сам страх».
Как и всякий художник, Дисней обладал отличной памятью на образы и потому навсегда запомнил немой мультик про Белоснежку, увиденный в Канзас-Сити в подростковом возрасте. Трогательная сказка братьев Гримм так сильно его впечатлила, что он решил тоже приложить руку к ее воплощению на экране, и в 1934 году Дисней написал черновой вариант сценария по мотивам этой истории. Для того, чтобы порожденные его воображением образы материализовались в нарисованном виде, он взял в "Bank of America" взаймы ни много ни мало полтора миллиона долларов и объявил о наборе художников для создания нового мультфильма. На его призыв откликнулось шесть тысяч человек, из которых сначала было отобрано тридцать, но потом и это число сократилось втрое.
Над чистовой версией сюжета для мультика трудилась целая сценарная группа, и в феврале 1938 года в кинотеатрах США состоялась премьера полнометражной ленты Диснея «Белоснежка и семь гномов». Надо заметить, что он ничуть не просчитался, попросив у банка тот огромный кредит, ибо этот фильм принес ему восемь миллионов долларов прибыли, славу великого мультипликатора и сразу восемь Оскаров - большого ему самому, а семь маленьких – по одному на каждого из гномов, которых тоже решили отметить «персональными» статуэтками.
Вслед за «Белоснежкой» Дисней в 1940 году выпустил полнометражную ленту «Пиноккио», также имевшую грандиозный успех, причем фильм понравился даже критикам. Надо заметить, что в данном случае создатели не пожалели сил и времени на изучение движений настоящего кита, дабы как можно реалистичней изобразить в мультфильме сцену погони этого океанического монстра за Пиноккио. Традиционно большое внимание Диснея к музыкальному сопровождению мультфильма в этот раз было отмечено даже специалистами, и создавшие его композиторы Смит, Харлайн, Вашингтон принесли «Пиноккио» «Оскара».
Основатель Диснейленда ненавидел коммунистов
Не столь однозначно была встречена вышедшая в 1940 году знаменитая «Фантазия», - совершенно новое явление в мультипликации, заложившее основу для целого направления лирических мультфильмов, в которых сделан упор не на сюжет, а на сочетание проходящих перед зрителем образов с музыкой знаменитых композиторов. В данном случае были взяты произведения Баха, Чайковского, Стравинского, Бетховена. Именно под его «Пасторальную симфонию» в действие вступают кентавры, провожающие заходящее солнце, которые тогда очень не понравились критикам.
Дисней также считается основоположником еще одного направления в анимации – семейных мультфильмов, на просмотр которых можно смело ходить и детям, и взрослым, и скучать во время сеанса не придется ни тем, ни другим. Такими картинами стали ленты «Дамбо», где повествуется о приключениях циркового слоненка, научившегося летать, и «Бэмби», рассказывающая о трогательном олененке. Стоит заметить, что Дисней не видел большой разницы между детьми и взрослыми и даже утверждал, что дети – это взрослые, которые еще не разучились радоваться жизни и открыто выражать свои эмоции.
Отдельной страницей в его биографии является создание парков развлечений, где можно весело проводить время всей семьей уже не просто сидя у экрана, а веселясь на аттракционах, гуляя по улицам давно ушедших в прошлое кварталов, общаясь с героями диснеевских мультфильмов. Взрослые могут там немного отдохнуть от родительских забот, заглянув в ресторан или посмотрев на красочный фейерверк. Первый Диснейленд был открыт летом 1955 года, а идея построить такой комплекс, где можно хорошо провести время всей семьей и отвлечься от повседневных забот, пришла на ум Диснею, когда он вместе с дочками в тридцатых-сороковых годах посещал парки отдыха.
По той причине, что Дисней умер от развивавшегося в его легких рака, созданная им развлекательная корпорация решила не включать в свои киноленты изображения сигарет. Видимо, из-за того, что он еще при жизни фактически стал легендой, молва породила слухи, согласно которым Дисней не умер, а будучи смертельно болен, попросил заморозить себя живьем в криогенной камере. Однако вряд ли те, кто надеются когда-нибудь увидеть ожившего Уолта, реально имеют такую возможность, поскольку его прах лежит на голливудском кладбище в мемориальном парке Форест-Лаун.
Твердо придерживаясь антикоммунистических воззрений, Дисней много лет был агентом ФБР и по собственной воле составлял доносы на своих сослуживцев. Мало того, - по окончании войны он делал все для того, чтобы комиссия, выискивавшая людей, настроенных отрицательно по отношению к американскому общественному строю, выявляла в Голливуде как можно больше тайных коммунистов. Известно также, что Дисней как-то раз провел с экскурсией по своей студии известную немецкую кинематографистку Лени Рифеншталь, являвшуюся идеологическим рупором Третьего рейха.
Ему принадлежит первенство в использовании трехпленочных аппаратов «Техниколор», позволявших внести в мультфильмы цветовое разнообразие. В организации труда он ввел такое новшество, как выдача премий художникам, предложившим оригинальный трюк для героя, и позже эта система была внедрена в других студиях, включая "Союзмультфильм". Работавшие у Диснея аниматоры для создания как можно более правдоподобных персонажей тщательно изучали повадки настоящих зверей, чему вышедшие из-под их карандашей мышки и утята и обязаны своим большим сходством с прототипами. В мультфильме «Фантазия» Дисней впервые использовал для широкоэкранного показа стереозвук, и зрители дружно отметили отличное качество музыки к этой ленте.
«Я не создаю фильмы просто, чтобы зарабатывать деньги. Я зарабатываю деньги, чтобы создавать фильмы».
Последнее редактирование модератором: