Теперь главное – не «зарегулировать» и не «задавить» отрасль дополнительными ограничениями, а упростить ее работу на законодательном уровне.
С начала 2013 года моя профессиональная деятельность была связана с государственной службой. Я работал в аппарате Верховной рады Украины в должности помощника-консультанта народного депутата Ольги Бельковой (УДАР), где мне и выпал шанс стать причастным к законодательным изменениям в сфере электронной коммерции и торговли. В итоге с удовольствием им воспользовался, тем более что сам являюсь активным пользователем интернета, услуг финансовых учреждений, часто покупаю товары посредством онлайн-заказов.
Лучшие практики
Над созданием законопроекта трудилась рабочая группа из 15 депутатов от БЮТ и УДАРа и более 30 экспертов. В их числе – основатель самого крупного в Украине интернет-магазина «Розетка» Владислав Чечеткин, генеральный директор компании – лидера по продажам одежды в интернете Modnakasta, президент холдинга «Интернет Инвест» Александр Ольшанский, управляющий партнер AVentures Capital Евгений Сысоев, глава Интернет Ассоциации Украины (ИнАУ) Татьяна Попова.
В основу законопроекта заложены самые «продвинутые» наработки. В частности, нормы законопроекта №6068 Юрия Полунеева, который первым предпринял попытку подвести законодательную базу под электронную коммерцию в Украине, правда, до закона он дело так и не довел. Также мы ориентировались на федеральный закон России «Об электронной торговле» – по нему уже работает рынок в соседнем государстве. Наконец, типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже и директива 2000/31/ЭС Европейского парламента и Совета задают вектор на еврорынки и принятые там правила.
Игра по правилам
Проект закона предполагает изменение Гражданского кодекса, что позволит заключать договора путем простого обмена электронными письмами – так называемые квазидоговора. Вводятся новые термины: электронная коммерция, электронный товар, электронная торговля, интернет-магазин и самое главное – электронная сделка («електронний правочин» – укр.), которая по нормам закона будет приравнена по правовым последствиям другим способам заключения сделки.
Если закон будет принят, интернет-магазины смогут упростить свой бумажный документооборот, а некоторым из них не придется выдумывать «юридические схемы» для проведения тех или иных операций. Например, когда товар на сайте магазина «ААА» по факту продает ООО «ВВВ», доставляет ЧП «ССС», а несет ответственность ФЛП «DDD».
Одной из инноваций станет возможность юридическим лицам покупать товары и услуги через интернет без письменного договора и, что очень важно, оформлять первичные документы в электронной форме. Дистанционно можно будет получить электронную подпись и сразу воспользоваться ею при покупке в онлайне.
В выводах НБУ по поводу законопроекта говорится о том, что интернет-магазинам нужно запретить выставлять различные цены для наличной и безналичной оплаты. Это определенно позитивный момент: что видим на экране монитора, за то и покупаем посредством оплаты в онлайне. Цена товара будет одинаковой для наличных и безналичных операций.
Эффект масштаба
Самое важное, что в законопроекте изложена трансформация от «темных» схем и незащищенности покупателей к единым правилам игры и защите потребителей. Тем самым мы рассчитываем форсировать доверие к онлайн-операциям. Сейчас аналитики оценивают рынок е-commerce в Украине в $2-4 млрд (примерно половина интернет-магазинов не работают по белым схемам, а потому точных цифр нет). При благоприятных условиях до 2020 года он может вырасти до $10-12 млрд.
источник