Вы упускаете одну маленькую деталь - основная цель хорошей МЛМ-компании толкать свой продукт, а не "привлекать вклады, пока в мире не кончатся лохи". Она толкает этот продукт всей пирамиде(не только дну) и экономит при этом на магазинах, офисах, наёмной рабочей силе, создавая в то же время лояльную покупательную аудиторию из участвующих в ней. Когда на крючок посажен распространитель и все его родственники, они уже не ходят в магазин за косметикой и почти не видят конкурентов.
При этом кормиться такая пирамида будет не от постоянного притока инвесторов, а от постоянной востребованности продукта. Самым нижним элементом пирамиды, который кормит всю фирму, будет не распространитель, а обыватель, который имеет другие источники дохода.
При правильной реализации, сетевой маркетинг отлично подходит для продажи средств *бытовой гигиены и личной химии*, косметики, еды, одежды, даже каких-то канцелярских расходников. Того, что нужно практически всем и практически всегда.
По моему предыдущему комментарию Александр правильно подметил, что я не МЛМщик и состояние не сколотил, хоть и отношусь к схеме негативно. Не скептически(сомнений в ней у меня нет), а именно негативно - она мне не нравится. Я видел как работала эта схема раньше в маленьком городке(прекрасном Солнечногорске) и как она работает сейчас(в Москве).
Раньше товар покупался партией, а распространитель ходил с ним сам и продавал. Это был не МЛМ в полном смысле, а лишь его начало. Отличием от современной системы является то, что распространитель брал на свои финансы огромный риск - он часто оставался со всей партией на руках и отсутствием знакомых, которые готовы на это потратиться.
Сейчас, в основном, распространяется дисконт, причём часто действительно без реальных вложений со стороны распространителя. Люди не берут на себя финансовые риски, хоть им и приходится либо принудительно, либо добровольно-принудительно самим себе покупать товар, чтобы продолжать работать в этой системе, но лишь в объёмах для личного пользования.
Собственно, я видел двух человек, которые этим занимались. В Солнечногорске это была коллега - милая и скромная, которая внезапно стала общительной, приглашала всех по кафе и аккуратно предлагала свою косметику и шампуни. Это, кстати, было очень дорого.
В Москве это был мой бывший однокурсник, который восстанавливал контакты с другими однокурсниками и звал их в Орифлейм. Плюс, я сам натыкался на предложения о работе, когда искал работу - там были орифлеймщики под видом работодателей.
Моё отношение и к этой девочке, и к однокурснику, умеренные. Если они ко мне обратятся ещё раз с какой-нибудь более серьёзной проблемой, чем попытки заработать на мне, я попробую им помочь. А вот с большинством других контактов они потеряли связь навсегда, вплоть до добавления в чёрный список в телефоне и социальных сетях. И они оба не добились успеха и не получили "свободу".
Мне не нравятся именно социальные минусы этой модели распространения товара, но она не является лохотроном по умолчанию, и говорить о том, что любая сетевая компания является финансовой пирамидой - зашорено и некорректно.В ней можно участвовать, в ней можно зарабатывать, и в ней действительно можно обманывать людей на совершенно разных уровнях, от обмана распространителя компанией, до обмана покупателя покупателем.
Отсюда личный вопрос к Вам, @Валерий Недомский, считаете ли Вы продукцию Эйвон и Орифлейм прикрытием основной деятельности – привлечения новых инвесторов в пирамиду?