HashFlare 2.0: в бесконечность и дальше
HashFlare меняется. Когда в 2015 году мы приступили к созданию сервиса, мы не ожидали, что спустя два с половиной года им будет пользоваться более миллиона человек. Да, мы были амбициозны и молоды, а планы были великими (до сих пор это не изменилось), однако реальность смогла нас удивить, оказавшись еще более внушительной.
HashFlare 2.0: в бесконечность и дальше
В среднем на нашем сайте ежедневно регистрируется 4000 новых пользователей, и до 8000 человек находится на нем одновременно. Думаем, что все эти пользователи заметили, как много технических работ проводилось на HashFlare в течение пары последних месяцев. Любые сбои в работе традиционно вызывают волну недовольства, но смеем вас уверить — у вас есть весомый повод потерпеть еще немного, потому что все эти временные неудобства ни что иное, как знак грядущих перемен. Совсем скоро начнется новая эпоха — HashFlare 2.0.
Статистика посещаемости в реальном времени на 17.12.2017
Чтобы объяснить, чем новая версия HashFlare будет принципиально отличаться от первой (и зачем мы вообще все это затеяли), мы поговорили с Виталием Павловым, директором по развитию продуктов HashCoins, который руководил проектом HashFlare с самого начала. Как обычно, корни любых будущих изменений лежат в прошлом.
Что было, что будет
История HashFlare началась в далеком 2013 году, когда эстонская фирма HashCoins решила занять место в числе первых компаний, производящих оборудование для майнинга. Сердцем наших майнеров стали ASIC-чипы, что позволило HashCoins достаточно быстро упрочить свое положение, — в те времена доля ASIC-майнеров на рынке была не более 20%, и их приобретение полностью окупалось за две недели-месяц.
ASIC-чип "Golden Nonce" от компании HashFast, применялся в нескольких поколениях устройств HashCoins
Однако довольно скоро мы поняли, что производство оборудования для майнинга — идея хорошая, но не лишенная недостатков. Во-первых, подобное оборудование — это дорого (речь идет о тысячах долларов за одно устройство), что значительно сокращает возможность роста клиентской базы за счет начинающих майнеров. Во-вторых, очень большие риски связаны с транспортировкой майнеров, возможными задержками на таможнях, поломками. Были проблемы и с другой, пользовательской стороны. Далеко не все наши клиенты были специалистами, а ASIC-майнер — это не компьютер с Windows, его использование требует наладки и определенных знаний. Плюс все традиционные проблемы майнеров и серверного оборудования — шум, громоздкость, тепловыделение, обеспечение должной вентиляции и огромные счета за электричество.
Рекламный баннер HashCoins конца 2014 года
Именно так зародилась идея создания сервиса облачного майнинга, ключевым человеком в реализации которой стала Ренна Реэмет, главный разработчик проекта HashFlare.
Как вспоминает Виталий, на первых порах, почти год, HashFlare делался силами двух человек: его и Ренны.
Слева направо: Николай Павловский, Александр Громов, Ренна Реэмет, Виталий Павлов. Coinfest 2015 в Таллинне, день объявления о запуске HashFlare.
Начальство дало «зеленый свет» для начала проекта, технический директор предоставил важные ЦУ, работа началась. Самая первая версия панели облачного майнинга была выпущена… за 13 дней (Виталий признается, что это было одним из самых приятных и крупных первых достижений), а публичная версия HashFlare 1.0 появилась в течение полугода. Но не все было так радужно:
«Из-за того, что мы не совсем понимали размах и растущий тренд облачного майнинга, мы даже предположить не могли, что через два с половиной года число наших пользователей сильно превысит миллион»,
— говорит Виталий.
Сейчас признаваться в этом не очень приятно, но мы решили быть откровенными: да, первая версия HashFlare была написана, если и не совсем «на коленке», но с использованием не самых передовых на сегодняшний день технологий. Отсюда — с большим количеством недоработок, которые впоследствии, с ростом аудитории, вылились в серьезные технические проблемы.
Александр Громов фотографируется с документами по просьбе пользователей биткоин-форума
Тем не менее, совершенно точно нельзя сказать, что проект делался с отмашкой — работали над ним нон-стоп, в режиме 24/7. И то, что в течение первого года с момента появления HashFlare как идеи Виталий и Ренна прочувствовали все прелести жизни в офисе, тоже не преувеличение.
«С течением времени команда IT-отдела пополнялась новыми людьми, — вспоминает Виталий, — нагрузка на нас снизилась, и стало легче развивать проект и прислушиваться к желаниям пользователей. Да, мы все еще периодически сталкиваемся с отголосками того, что когда-то код был написан на скорую руку, мы до сих пор его оптимизируем. Однако мы все равно гордимся тем, что смогли построить работающий код и работающий проект, который стабильно представлен на рынке по сей день».
Спустя почти три года, облачный майнинг HashFlare — это четыре контракта (SCRYPT, SHA-256, ETHASH, EQUIHASH) с автоматическими выплатами в Bitcoin, Ethereum и Zcash, доступная система статистики, распределение хешрейта по пулам на усмотрение пользователя и огромное количество пользователей по всему земному шару — в Северной и Южной Америке, России, странах Европы, СНГ и Азии. И за всем этим стоит команда увлеченных и любящих свое дело людей, которые, помимо прочего, видят своей задачей популяризацию информации о криптовалютах, майнинге и блокчейн-технологии в целом.
А дальше?
Дальше — больше. В середине осени Ренна Реэмет прекратила работу над проектом HashFlare, решив продолжить повышать свою квалификацию в рамках других проектов, не связанных с облачным майнингом. Именно Ренна была тем самым человеком, который в течение почти трех лет вкладывал невероятные, титанические усилия в развитие проекта, она работал без устали и совершенно самоотверженно, периодически вовсе не думая о себе. Заменить такого человека, конечно, невозможно, но мы и не ищем замену.
Вместо этого мы говорим о начале новой эпохи, поэтому сегодня мы рады сообщить, что место ведущего разработчика HashFlare занял человек, не уступающий Ренне в самоотверженности, — Павел Бороздин.
Павел за работой
Павел пришел в команду HashFlare год назад и почти сразу начал работать вместе с Ренной над оптимизацией сервиса, починкой багов и внедрением нового функционала и новых технологий. Работая так же увлеченно и будучи готовым в случае аварии или форс-мажора посреди ночи просто встать и исправить любую проблему, Павел доказал, что лучшего кандидата на позицию главного разработчика просто не существует. Именно Павел отвечает сейчас за перевод HashFlare на новую архитектуру, и мы бы совершенно точно не доверили ему такое важное дело, если бы не были уверены в нем на 100%
Перемен, мы ждем перемен
Прямо сейчас работа над HashFlare ведется по двум направлениям. Во-первых, мы переводим всю структуру в AWS, во-вторых, разбиваем ядро сайта на отдельные микросервисы, что сделает HashFlare более производительным и стабильным. Для пользователей это означает одно — система станет одновременно и более гибкой, и более устойчивой. AWS, своего рода облачное решение для хостинга, позволит нам лучше справляться, например, с DDoS-атаками и высокими нагрузками. Если сейчас у нас не всегда получается выдерживать нагрузку на серверы, то с переводом на AWS проблема будет решаться оперативнее и незаметнее для наших пользователей.
Вот что по этому поводу говорит Павел:
Hashflare был написан с использованием монолитной архитектуры, и до 2017 года, эта система хорошо справлялась с нагрузкой. Сейчас, современные тенденции увеличения популярности криптовалюты и стремительный рост цен вызвали большой спрос на нее и экспоненциальное увеличение клиентов на сайт. Если раннее количество регистраций в месяц было около 15-20 тысяч, то сейчас эта цифра периодически достигает 100 тысяч.
На момент написания статьи на сайте зарегистрировано 1495737 пользователей. Нагрузка на сервер постоянно увеличивается, и на уровне монолитной архитектуры с этим тяжело справляться. Мы постоянно оптимизируем код, пересматриваем подходы к разным методам и их производительности, но все это дает нам очень малый запас для работы с версией 2.0.
В марте 2017 было принято решение перейти на микросервисную архитектуру. Это позволит легко масштабировать приложение и балансировать нагрузку между различными функциональными модулями системы и значительно ускорение работы приложения.
Наконец, мы вплотную работаем над написанием системы версии 2.0. HashFlare текущей версии написан на PHP, HashFlare 2.0 будет написан на Java. По нашей задумке, в новой версии, помимо фронтэнда и бэкэнда, мы делаем большой упор на сервис для API. Да, мы рассматриваем возможность максимально открыть его для сторонних разработчиков, позволив тем самым создавать огромное количество продуктов вокруг HashFlare. Мобильные приложения, боты для Телеграма? Пожалуйста, хоть каждый день. Наконец, новый HashFlare будет причесан не только изнутри, но и снаружи. Обновленный и современный дизайн — только верхушка айсберга, работать с версией 2.0 и личным кабинетом станет еще проще.
Прямо сейчас мы регулярно расширяем команду и ищем новых full stack- и java-разработчиков. Все для того, чтобы успешно изменить архитектуру на более оптимальную по потреблению ресурсов и более простую в плане решения аварийных ситуаций. Переход на HashFlare 2.0 планируется в течение 2018 года, так что надеемся, что эта новость станет отличным подарком для вас в преддверии Рождества и Нового года.
С наступающими праздниками!
Оставайтесь с нами,
команда HashFlare