• Реклама: 💰 Пополни свой портфель с минимальной комиссией на Transfer24.pro
  • Добро пожаловать на инвестиционный форум!

    Во всем многообразии инвестиций трудно разобраться. MMGP станет вашим надежным помощником и путеводителем в мире инвестиций. Только самые последние тренды, передовые технологии и новые возможности. 400 тысяч пользователей уже выбрали нас. Самые актуальные новости, проверенные стратегии и способы заработка. Сюда люди приходят поделиться своим опытом, найти и обсудить новые перспективы. 16 миллионов сообщений, оставленных нашими пользователями, содержат их бесценный опыт и знания. Присоединяйтесь и вы!

    Впрочем, для начала надо зарегистрироваться!
  • 🐑 Моисей водил бесплатно. А мы платим, хотя тоже планируем работать 40 лет! Принимай участие в партнеской программе MMGP
  • 📝 Знаешь буквы и умеешь их компоновать? Платим. Дорого. Бессрочная акция от MMGP: "ОПЛАТА ЗА СООБЩЕНИЯ"
  • 💰 В данном разделе действует акция с оплатой за новые публикации
  • 📌 Внимание! Перед публикацией новостей ознакомьтесь с правилами новостных разделов

История лампочки: сговор, который заложил основы потребительской экономики

tigr

ТОП-МАСТЕР
Регистрация
21.04.2007
Сообщения
25,320
Реакции
8,375
Поинты
0.000
Светодиодные лампы, которые сейчас есть почти в каждом доме и учреждении, мы любим за экологичность и долгий срок службы: если старые добрые лампы накаливания служили 1000 часов, то светодиодные светильники должны работать 20 тысяч и более часов – в 20 раз больше. За это мы прощаем светодиодам их высокую стоимость. Но человечество напрасно разочаровалось в лампах накаливания: в их недолгом сроке службы виновата не технология, а заговор их же производителей. Этот заговор, в свою очередь, не только позволил бизнесменам продавать худший продукт, чтобы больше заработать, но и стал основой современной экономики потребления. Что скрывает история обычной лампочки, рассказывает New Yorker.

Всем, кто ругает лампу накаливания за ее короткую жизнь, следует заглянуть в Книгу рекордов Гиннесса. Там есть лампочка, работающая в пожарном управлении города Ливермор (Калифорния) с 1901 года. Горящая почти непрерывно вот уже 115 лет, она «намотала» более миллиона часов. Эта лампочка была выпущена фирмой Shelby Electric в штате Огайо и имеет углеродную нить примерно такой же толщины (с человеческий волос), что и вольфрамовые нити ее современных потомков.

При этом сегодняшние лампы, иногда перегорающие через несколько месяцев работы, живут вдвое меньше, чем лампочки, светившие столетие назад, в начале 1920-х. Такое драматическое падение срока службы произошло в 1924 году. Именно тогда крупнейшие производители приборов освещения – в том числе голландский Philips, немецкий Osram, французский Compagnie des Lampes, американский General Electric – решили, что слишком хорошо – это плохо. Под новый год, 23 декабря, представители индустрии встретились в Швейцарии и основали картель «Феб» (Феб, или Фойбос, было прозвищем бога Аполлона, означавшим на древнегреческом «лучезарный») – возможно, первый в истории сговор компаний с таким глобальным охватом. Поскольку срок службы лампочек к середине 1920-х достиг величин, при которых прибыль производителей оказалась под угрозой, они договорились сократить продолжительность жизни продукта почти вдвое – до тысячи часов. Такие внезапные перемены вместе с повышением стоимости ламп публике объяснили улучшением качества и лучшей светимостью, однако сегодня исследователи убеждены, что реальной причиной была погоня за прибылью. Картель «Феб» положил начало модели, ставшей позднее известной как «запланированное устаревание».

Соглашение производителей лампочек можно было бы считать сговором алчных злодеев. Однако, пишет New Yorker, планируемое устаревание стало концепцией, которую приветствовали ведущие экономисты того времени. К концу 1920-х годов эта модель стала настолько популярной, что один из партнеров Lehman Brothers Пол Мазур назвал устаревание «новым богом» американского бизнеса. Он писал: «Мы должны превратить Америку из культуры потребности в культуру желания. Людей нужно научить хотеть новую вещь еще до того, как старая отслужила свое».

Концепция запланированного устаревания появилась не просто так: экономисты 1930-х годов призывали использовать ее, – ни много ни мало, – чтобы покончить с Великой депрессией. Но когда депрессия завершилась, эта модель не просто никуда не ушла – она стала основой всей современной экономики потребления. Устаревание встроено буквально во все, что покупает потребитель до сих пор, а аргументы в пользу этой стратегии были слышны и во время последнего финансового кризиса в США 2007–2008 годов.

Парадоксально то, что лампочка запустила новую модель потребления – и она же может положить ей конец. Современные светодиодные светильники, возможно, первый массовый продукт XXI века, который готов поспорить с запланированным устареванием товаров. Вместо тысячи они работают по 20–25 тысяч часов и даже больше, что означает, что купленная сегодня светодиодная лампа при нормальном режиме использования может прослужить больше 40 лет.

Но опять, как и сто лет назад, готовая служить человечеству лампочка сталкивается с проблемой. Как компании 1920-х не знали способа выжить, производя долговечный товар, так не знают его и сегодняшние. Продукт, который будет работать долгие годы или десятилетия, – это великолепно, но бизнес-модель, при которой его выгодно будет производить, похоже, так и не появилась, отмечает New Yorker.

Несмотря на то что объем рынка LED-ламп, согласно прогнозам, в этом году составит $38 млрд, современные производители уже вынуждены задумываться о том, как будут выживать, когда рынок будет насыщен и продажи начнут падать. По мнению экспертов, которое приводит New Yorker, у них два выхода: либо начать выпускать более дешевые продукты с меньшим сроком службы (опять), либо уходить из этого бизнеса. Гранды индустрии, похоже, склоняются ко второму: и Philips, и Osram, и General Electric уже выделили подразделения, производящие лампочки потребительского класса, в отдельные структуры, которые будет легко продать. Материнские компании тем временем фокусируются на освещении для бизнеса и светодиодах для всевозможных умных приборов.

Если бизнес-модель производителей светодиодных ламп снова сведется к выпуску более дешевых продуктов с меньшим сроком работы, значит, технология, которая могла подорвать культуру повторного потребления, падет очередной жертвой этой культуры.

Но повторится ли история? Ответ мог быть положительным, если бы не одно «но»: жизнеспособная экономическая модель для товаров с долгим сроком жизни сегодня воспринимается как обязательное условие экологической устойчивости, а курс на заботу об экологии декларировали все развитые страны.

Продукты с длинным жизненным циклом существуют, но они остаются дорогими и оттого нишевыми. Чтобы сделать долгоиграющие товары «лампочками» – чем-то действительно массовым, доступным каждому, – потребуется активное вмешательство политиков. Рассуждения о том, что товары с большим сроком службы будут не вредны для бизнеса, а, даже наоборот, позволят устанавливать более высокие цены, нанимать больше людей, развивать направления ремонта и обслуживания, сократят объемы производимых человечеством отходов, в конце концов, ведутся экономистами более тридцати лет. В 2015 году консорциум природоохранных организаций, в том числе европейские правительственные агентства, призвали мир производить более долговечные товары. В 2016 году Европарламент выпустил доклад о преимуществах таких продуктов для бизнеса и потребителей.

И тем не менее ни одна страна пока не смогла отделить экономический рост от влияния на окружающую среду. Несмотря на всю популярность энергетически эффективных, перерабатываемых, биоразлагаемых и нетоксичных товаров, потребление ресурсов продолжает расти, человечество и загрязнение природы идут рука об руку. Чтобы это изменить, недостаточно одних только законов – придется менять саму культуру потребления. Если сейчас процветает мода на новое-каждый-день, то в будущем, чтобы все получилось, вместо «новейшего и последнего» мы должны будем ценить «старое, но лучшее». Это и есть самое сложное препятствие, которое установил перед обществом потребления картель «Феб» сто лет назад.

источник
 

pilot10

ТОП-МАСТЕР
Регистрация
25.12.2009
Сообщения
22,465
Реакции
9,978
Поинты
1.757
К концу 1920-х годов эта модель стала настолько популярной, что один из партнеров Lehman Brothers Пол Мазур назвал устаревание «новым богом» американского бизнеса. Он писал: «Мы должны превратить Америку из культуры потребности в культуру желания. Людей нужно научить хотеть новую вещь еще до того, как старая отслужила свое».

Не так уж и много времени прошло, а мир уже обучился ХОТЕТЬ.
 
  • Like
Реакции: tigr

axiomist

ТОП-МАСТЕР
Регистрация
08.02.2013
Сообщения
6,410
Реакции
8,896
Поинты
0.000
  • Like
Реакции: tigr

Contemplateur

ТОП-МАСТЕР
Регистрация
08.05.2014
Сообщения
12,234
Реакции
4,341
Поинты
3.552
Так дело не в стоимости обычных оамп, а в их низком КПД. Преимущество светодиодных оамп ен в их сроке службы, а прежде всего в меньшем энергопотребление для генерацию сравнимого светового потока.
 
  • Like
Реакции: tigr

tigr

ТОП-МАСТЕР
Регистрация
21.04.2007
Сообщения
25,320
Реакции
8,375
Поинты
0.000
Да сейчас все вещи какие то "одноразовые"
просто невыгодно делать хорошие и долговечные вещи
если автомобиль будет ездить 30-40 лет без серьезных ремонтов тогда половина автозаводов закроется
 

axiomist

ТОП-МАСТЕР
Регистрация
08.02.2013
Сообщения
6,410
Реакции
8,896
Поинты
0.000
просто невыгодно делать хорошие и долговечные вещи
если автомобиль будет ездить 30-40 лет без серьезных ремонтов тогда половина автозаводов закроется
В этом вся суть капитализма. НО ресурсы то на земле не вечные, за все когда то придется платить.
 
  • Like
Реакции: tigr

lina-15

ТОП-МАСТЕР
Регистрация
22.10.2014
Сообщения
6,621
Реакции
10,219
Поинты
24.880
В этом вся суть капитализма. НО ресурсы то на земле не вечные, за все когда то придется платить.

К сожалению, человек на земле больше потребитель, чем созидатель.
 
  • Like
Реакции: tigr

axiomist

ТОП-МАСТЕР
Регистрация
08.02.2013
Сообщения
6,410
Реакции
8,896
Поинты
0.000
К сожалению, человек на земле больше потребитель, чем созидатель.
Все зависит от самого человека, при Сталине например была ресурсо-ориентированная экономика, поэтому там вещи и служили долго. При капитализме это не выгодно, им всегда нужен рост, современная экономика как езда на велосипеде, только перестал крутить педали сразу замедляется и рушится.
 
  • Like
Реакции: tigr

tigr

ТОП-МАСТЕР
Регистрация
21.04.2007
Сообщения
25,320
Реакции
8,375
Поинты
0.000
Все зависит от самого человека, при Сталине например была ресурсо-ориентированная экономика, поэтому там вещи и служили долго.
не только при сталине...
как то показывали передачу про американских фермеров
старый дед ездит на тракторе форд 30х годов:)
говорит что еще внуки поездят на этом тракторе
 

Aliaksandre

ТОП-МАСТЕР
Регистрация
10.04.2014
Сообщения
9,576
Реакции
2,952
Поинты
0.200
купленная сегодня светодиодная лампа при нормальном режиме использования может прослужить больше 40 лет.
"может", но не прослужит. Вот китайские, такие лампы, например, уже перегорают через 1 - 1,5 года. Так что банкротство компаниям, которые их производят, не грозит.
 
  • Like
Реакции: tigr

lina-15

ТОП-МАСТЕР
Регистрация
22.10.2014
Сообщения
6,621
Реакции
10,219
Поинты
24.880
не только при сталине...
как то показывали передачу про американских фермеров
старый дед ездит на тракторе форд 30х годов:)
говорит что еще внуки поездят на этом тракторе

Еще и правнуки покатаются, если запчасти смогут найти и починить.:biggrin2:
 
  • Like
Реакции: tigr

tigr

ТОП-МАСТЕР
Регистрация
21.04.2007
Сообщения
25,320
Реакции
8,375
Поинты
0.000
конец истории про вечную лампочку(в статье этого нет)
дженерал электрик купила патент у изобретателя лампы
и положила подальше в сейф
вскоре после этого изобретатель скончался при загадочных обстоятельствах
вот так...
 

axiomist

ТОП-МАСТЕР
Регистрация
08.02.2013
Сообщения
6,410
Реакции
8,896
Поинты
0.000
  • Like
Реакции: tigr

tigr

ТОП-МАСТЕР
Регистрация
21.04.2007
Сообщения
25,320
Реакции
8,375
Поинты
0.000

pilot10

ТОП-МАСТЕР
Регистрация
25.12.2009
Сообщения
22,465
Реакции
9,978
Поинты
1.757

axiomist

ТОП-МАСТЕР
Регистрация
08.02.2013
Сообщения
6,410
Реакции
8,896
Поинты
0.000
Их было несколько человек. Если интересует, почитать можно здесь
Спасибо за статью, про Эдисона я знаю, а вот кто был этот загадочный который исчез после продажи патента. Эдисон был патентным троллем 19века, без его участия вряд ли эта темная история обошлась.
 
  • Like
Реакции: tigr

pilot10

ТОП-МАСТЕР
Регистрация
25.12.2009
Сообщения
22,465
Реакции
9,978
Поинты
1.757
  • Like
Реакции: tigr

Venera11

Специалист
Регистрация
16.11.2015
Сообщения
698
Реакции
513
Поинты
0.000
Да, сегодняшние лампы накаливания не долговечны, светодиодные лампы по многим параметрам намного лучше. Но при лампе накаливания в комнате как то уютнее, ее спектр приятнее для глаз и ощущения.
 

Contemplateur

ТОП-МАСТЕР
Регистрация
08.05.2014
Сообщения
12,234
Реакции
4,341
Поинты
3.552
Но при лампе накаливания в комнате как то уютнее, ее спектр приятнее для глаз и ощущения.
Так выбирайте желтый спектр у современных ламп если он вам так в душу запал. По светодиодкам ен в курсе, а люминисцентные трёх спектров выпускаются.
Ну и кому милы лампы накаливания то последовательно две лампы соединяйте и будут они служить долго-долго.
ну и разовью свою мысль, вольфрамовая нить пришла на смену, так как у нёе был более выскоий КПД, только и всего. Никакого заговора там искать не стоит.
 
Сверху Снизу