Коллективные инвестиции в интернете
Интернет сейчас - не только главный источник информации, место общения, но и ресурс по привлечению денежных потоков. Сбор денег с помощью Сети называется краудфандингом (сrowd funding, с английского - «финансирование толпой»), и за последние 15 с лишним лет этот метод из авантюрного чудачества превратился в трендовую бизнес-стратегию.
Западный оригинал
Первыми краудфандингом занялись музыканты, а точнее, группа Marillion, попросившая своих слушателей вложиться в проведение их очередного тура. Потом фанаты помогли им накопить деньги на издание и продвижение дисков «Anoraknophobia», «Marbles» и «Happiness Is the Road».
Схема, на самом деле, очень проста: представь проект (с фото, видео, картинками), озвучь сумму, которая требуется на его реализацию и попроси вложиться. Максимально прозрачно описывай процесс сбора денег, а потом реализации замысла. Средства переводятся множеством способов, но, в основном, это транзакции с кредитных карточек или операции с электронными деньгами.
Метод софинансирования использовался, конечно, и раньше. На деньги прихожан строились храмы (громкий пример - собор Парижской Богоматери), читатели оплачивали издание книг (за каждый том энциклопедии Дени Дидро плата отдавалась до выхода ее в печать).
Ныне к услугам краудфандеров — целый мир, специализированные сайты со всем необходимым инструментарием. На них можно если не сходу собрать денег, то хотя бы проверить интерес публики. Наибольшую известность завоевал открытый в 2009 году kickstarter.com. Здесь просто не принимают скучные проекты. Поэтому он постоянно радует журналистов: сейчас у него в топах инновационный органайзер, веб-шоу и спектакль о дружбе девочки и динозавра.
Если фандрейзер не может набрать нужную сумму к назначенному сроку, все взносы возвращаются к вкладчикам (впрочем, они могут их забрать и в течение акции, если их что-то заставит усомниться в успехе предприятия). Аналогично работает RocketHub.com (на главной странице в данный момент фигурирует затея с фильмом об иранской молодежи).
Существуют десятки других сайтов, многие из которых сосредеточены на конкретных направлениях. Очень много, к примеру, кино-копилок: Indie Maverick, Have Money Will Vlog, Fundavlog. Для музыкантов открыты Sella Band, ArtistShare, PledgeMusic. Журналисты могут искать средства для проведения расследований у заинтересованных читателей на Spot.us.
Писатели и блогеры пользуются схемой «микропатронажа», когда их читатели поддерживают их небольшими пожертвованиями – популяризировал этот термин бывший веб-дизайнер, а ныне сетевой автор Джейсон Коттке, за первый год получивший 39900 долларов.
Российский вариант
Местные сайты пока не могут похвастаться каким-либо серьезными успехами — суммы, набранные через time-to-start.ru или s-miru-po-nitke.ru, чрезвычайно малы. Большая надежда – на приложения «Собирайте деньги» от Яндекс.Деньги в Facebook и «ВКонтакте».
Потому что, во-первых, сами инициаторы проектов морально в них не вкладываются, представляя, очевидно, краудфандинг, как унылое хождение с шляпой. В то время как в реальности в сборах никак нельзя обойтись без смекалки и навыков шоуменства.
А, во-вторых, сама схема еще не вызывает доверия у потенциальной аудитории. Редкий пример успеха — проект Алексея Навального rospil.info по борьбе с коррупцией и финансовыми махинациями, счет которого стабильно пополняют поклонники и сочувствующие. Это, впрочем, не удивительно, учитывая сверхпопулярность Навального в последние месяцы. Также россияне привыкли давать деньги на благотворительность — потому такой интернет-фонд, как «Помоги.орг», уверенно собирает средства для больных детей (что можно в любой момент пронаблюдать здесь).
Первые успешные проекты реализуют и российские музыканты, в основном, совместно с сайтом Kroogi.com. Группа «Мегаполис» смогла накопить деньги на издание виниловой версии своего последнего альбома «Супертанго», команда «Zorge» нашла средства на оплату студии (этим же сейчас занимается украинский проект «Fleur»).
Выгода от софинансирования
Обыкновенно в краудфандинге «спонсор» не получает взамен ничего, кроме морального удовольствия и подарков — скажем, фамилии в титрах, образца продукции с автографом, билета на концерт или ужина с создателем.
Есть, однако, иная схема, когда Интернет-благодетель становится инвестором, который, в случае удачи, получит процент с прибыли будущего предприятия. То есть, сидя в Интернете, любой человек с энным количеством средств на счете может стать богатым и обеспеченным.
К примеру, таким образом работает англо-французский лейбл My Major Company: если в проект вложено 100 тыс. английских фунтов, выручка делится между рекорд-компанией (40%), артистом (20%) и вкладчиками, пропорционально их личным инвестициям. Продано полмиллиона альбомов, около 167 тыс. человек поделились 5*млн фунтов с артистами. При этом в их списке нет ни одного сверхпопулярного исполнителя.
А сайт MicroVentures, к примеру, даже оценивает каждый предложенный проект с точки зрения рентабельности и деловых перспектив. Вкладчик получает долю в фирме. Так, к примеру, нашла 250 инвесторов и 75 тыс. долларов платформа для покупок в интернет-магазинах Fantasy Shopper.
Новая для бизнеса форма взаимоотношений постепенно обретает свои правила. В сентябре прошлого года вступил, наконец, в силу закон «О национальной платёжной системе» - эксперты ожидают сильный рост конкуренции в сфере банковских электронных денег.
А в ноябре прошлого года в США был утвержден «Entrepreneur Access to Capital Act», который позволяет стартаперам предлагать и продавать ценные бумаги через такие сайты, как Kickstarter, и социальные сети, как Facebook. Ограничивается только объем прибыли (миллион долларов, а если будут предоставляться финансовые отчетности – два миллиона) и инвестиций (10 тыс. долларов или 10% годового дохода). В России же пока коллективные формы инвестирования пока можно оформлять «вручную» - но ведь главное начать! А там подтянутся и политики.
Когда начинать?
И мы уже стартовали. MMGP.COM, крупнейший инвестиционный форум Рунета (одновременно в нем находится до 1000 посетителей), начал в прошлом году продвигать новый подпроект Youmax.ru, в котором люди могут объединяются в пулы для инвестиций в совместные проекты. Наиболее крупного успеха здесь добился Интернет-бизнесмен под ником Авангардмен, который в ночь с 8 на 9 мая 2011 года собрал на SEO-проект 50 тыс. долларов.
Безусловно, инвестиционная модель краудфандинга, при том, что она только начинает проходить через процесс четкой структуризации процесса – это серьезное подспорье для малого бизнеса. Система, в которой даже человек, вложивший доллар, становится участником, очевидно, станет одной из главных в деловом глобальном мире. Вы готовы ее освоить?
------------------------
Автор: Петр Б.
Авторские права на статью принадлежат MMGP.COM
Специальный опрос для инвесторов:
Сколько вы готовы инвестировать в стартапы?
Встреча инвесторов и стартаперов в Москве
Интернет сейчас - не только главный источник информации, место общения, но и ресурс по привлечению денежных потоков. Сбор денег с помощью Сети называется краудфандингом (сrowd funding, с английского - «финансирование толпой»), и за последние 15 с лишним лет этот метод из авантюрного чудачества превратился в трендовую бизнес-стратегию.
Западный оригинал
Первыми краудфандингом занялись музыканты, а точнее, группа Marillion, попросившая своих слушателей вложиться в проведение их очередного тура. Потом фанаты помогли им накопить деньги на издание и продвижение дисков «Anoraknophobia», «Marbles» и «Happiness Is the Road».
Схема, на самом деле, очень проста: представь проект (с фото, видео, картинками), озвучь сумму, которая требуется на его реализацию и попроси вложиться. Максимально прозрачно описывай процесс сбора денег, а потом реализации замысла. Средства переводятся множеством способов, но, в основном, это транзакции с кредитных карточек или операции с электронными деньгами.
Метод софинансирования использовался, конечно, и раньше. На деньги прихожан строились храмы (громкий пример - собор Парижской Богоматери), читатели оплачивали издание книг (за каждый том энциклопедии Дени Дидро плата отдавалась до выхода ее в печать).
Ныне к услугам краудфандеров — целый мир, специализированные сайты со всем необходимым инструментарием. На них можно если не сходу собрать денег, то хотя бы проверить интерес публики. Наибольшую известность завоевал открытый в 2009 году kickstarter.com. Здесь просто не принимают скучные проекты. Поэтому он постоянно радует журналистов: сейчас у него в топах инновационный органайзер, веб-шоу и спектакль о дружбе девочки и динозавра.
Если фандрейзер не может набрать нужную сумму к назначенному сроку, все взносы возвращаются к вкладчикам (впрочем, они могут их забрать и в течение акции, если их что-то заставит усомниться в успехе предприятия). Аналогично работает RocketHub.com (на главной странице в данный момент фигурирует затея с фильмом об иранской молодежи).
Существуют десятки других сайтов, многие из которых сосредеточены на конкретных направлениях. Очень много, к примеру, кино-копилок: Indie Maverick, Have Money Will Vlog, Fundavlog. Для музыкантов открыты Sella Band, ArtistShare, PledgeMusic. Журналисты могут искать средства для проведения расследований у заинтересованных читателей на Spot.us.
Писатели и блогеры пользуются схемой «микропатронажа», когда их читатели поддерживают их небольшими пожертвованиями – популяризировал этот термин бывший веб-дизайнер, а ныне сетевой автор Джейсон Коттке, за первый год получивший 39900 долларов.
Российский вариант
Местные сайты пока не могут похвастаться каким-либо серьезными успехами — суммы, набранные через time-to-start.ru или s-miru-po-nitke.ru, чрезвычайно малы. Большая надежда – на приложения «Собирайте деньги» от Яндекс.Деньги в Facebook и «ВКонтакте».
Потому что, во-первых, сами инициаторы проектов морально в них не вкладываются, представляя, очевидно, краудфандинг, как унылое хождение с шляпой. В то время как в реальности в сборах никак нельзя обойтись без смекалки и навыков шоуменства.
А, во-вторых, сама схема еще не вызывает доверия у потенциальной аудитории. Редкий пример успеха — проект Алексея Навального rospil.info по борьбе с коррупцией и финансовыми махинациями, счет которого стабильно пополняют поклонники и сочувствующие. Это, впрочем, не удивительно, учитывая сверхпопулярность Навального в последние месяцы. Также россияне привыкли давать деньги на благотворительность — потому такой интернет-фонд, как «Помоги.орг», уверенно собирает средства для больных детей (что можно в любой момент пронаблюдать здесь).
Первые успешные проекты реализуют и российские музыканты, в основном, совместно с сайтом Kroogi.com. Группа «Мегаполис» смогла накопить деньги на издание виниловой версии своего последнего альбома «Супертанго», команда «Zorge» нашла средства на оплату студии (этим же сейчас занимается украинский проект «Fleur»).
Выгода от софинансирования
Обыкновенно в краудфандинге «спонсор» не получает взамен ничего, кроме морального удовольствия и подарков — скажем, фамилии в титрах, образца продукции с автографом, билета на концерт или ужина с создателем.
Есть, однако, иная схема, когда Интернет-благодетель становится инвестором, который, в случае удачи, получит процент с прибыли будущего предприятия. То есть, сидя в Интернете, любой человек с энным количеством средств на счете может стать богатым и обеспеченным.
К примеру, таким образом работает англо-французский лейбл My Major Company: если в проект вложено 100 тыс. английских фунтов, выручка делится между рекорд-компанией (40%), артистом (20%) и вкладчиками, пропорционально их личным инвестициям. Продано полмиллиона альбомов, около 167 тыс. человек поделились 5*млн фунтов с артистами. При этом в их списке нет ни одного сверхпопулярного исполнителя.
А сайт MicroVentures, к примеру, даже оценивает каждый предложенный проект с точки зрения рентабельности и деловых перспектив. Вкладчик получает долю в фирме. Так, к примеру, нашла 250 инвесторов и 75 тыс. долларов платформа для покупок в интернет-магазинах Fantasy Shopper.
Новая для бизнеса форма взаимоотношений постепенно обретает свои правила. В сентябре прошлого года вступил, наконец, в силу закон «О национальной платёжной системе» - эксперты ожидают сильный рост конкуренции в сфере банковских электронных денег.
А в ноябре прошлого года в США был утвержден «Entrepreneur Access to Capital Act», который позволяет стартаперам предлагать и продавать ценные бумаги через такие сайты, как Kickstarter, и социальные сети, как Facebook. Ограничивается только объем прибыли (миллион долларов, а если будут предоставляться финансовые отчетности – два миллиона) и инвестиций (10 тыс. долларов или 10% годового дохода). В России же пока коллективные формы инвестирования пока можно оформлять «вручную» - но ведь главное начать! А там подтянутся и политики.
Когда начинать?
И мы уже стартовали. MMGP.COM, крупнейший инвестиционный форум Рунета (одновременно в нем находится до 1000 посетителей), начал в прошлом году продвигать новый подпроект Youmax.ru, в котором люди могут объединяются в пулы для инвестиций в совместные проекты. Наиболее крупного успеха здесь добился Интернет-бизнесмен под ником Авангардмен, который в ночь с 8 на 9 мая 2011 года собрал на SEO-проект 50 тыс. долларов.
Безусловно, инвестиционная модель краудфандинга, при том, что она только начинает проходить через процесс четкой структуризации процесса – это серьезное подспорье для малого бизнеса. Система, в которой даже человек, вложивший доллар, становится участником, очевидно, станет одной из главных в деловом глобальном мире. Вы готовы ее освоить?
------------------------
Автор: Петр Б.
Авторские права на статью принадлежат MMGP.COM
Специальный опрос для инвесторов:
Сколько вы готовы инвестировать в стартапы?
Встреча инвесторов и стартаперов в Москве