В Украине в 2017 году появилась государственная организация Украинский культурный фонд, которая оказывает финансовую поддержку инициативам в сфере культуры и креативных индустрий. Какие из них касаются Крыма и уже реализованы? Насколько сложно получить такой грант? И какие заявки стоит подавать на 2021 год?
Об этом в эфире Радио Крым.Реалии рассказывают исполнительная директор Украинского культурного фонда Юлия Федив, бывший программный директор «Крымского дома», а ныне заместитель генерального директора Украинского института Алим Алиев, глава Херсонского городского меджлиса, руководитель проекта «Крым. 25 лет борьбы за Украину» Ибрагим Сулейманов, а также руководитель проекта «Голос Крыма. Культурное наследие для нас с тобой и не только!» Андрей Щекун.
– Юлия, с 2018 года ваш фонд ежегодно поддерживал все больше и больше проектов. Чем для вас обернулся 2020-й?
Федив: Он был непростым, в том числе для Украинского культурного фонда и институций, которые мы поддерживаем. По состоянию на начало года мы запланировали в бюджете 697 миллионов гривен на поддержку проектов в сфере культуры и искусства. Мы планировали поддержать около 600 проектов, но весной произошел секвестр бюджета. В результате нам удалось сохранить только 400 миллионов гривен, но это все равно значительная сумма. В 2020-м нам удалось поддержать около 280 проектов. Большинство из них проходили в онлайн-формате.
– Касались ли они каким-то образом Крыма?
Федив: Да, около десятка проектов затрагивали тему полуострова. Например, мы поддержали серию телевизионных программ «Крым. 25 лет борьбы за Украину». Это также «Голос Крыма. Культурное наследие для нас с тобой и не только!» о крымских памятниках. Есть еще «Кишенькова країна» – проект по созданию мобильного приложения, где можно путешествовать по Украине онлайн, в том числе в Крыму, и посещать различные объекты культурного наследия. Появился образовательный курс «Крымские татары: история, культура, искусство», налажено сотрудничество со школами. Получилась интерактивная книга, предназначенная для молодого поколения. В общем, на протяжении трех лет нашей работы проектов с крымской тематикой много.
– Подаются ли на финансирование крымчане?
Федив: К нам обращаются все больше общественных организаций, основанных крымскими татарами. Мы проводим для общественников специальные курсы, где рассказываем о процедурах сотрудничества с государством. Любая грантовая программа – это конкурс идей: кто-то получает финансирование, кто-то не набирает достаточно баллов для него. Оценивают проекты независимые эксперты, на сайте УКФ можно найти их резюме. Подача заявок происходит онлайн, то есть поучаствовать в программе можно из любой точки мира. Все процедуры описаны на сайте. Отбор продолжается два месяца, еще два мы занимаемся оформлением заявок на финансирование. Лучше всего планировать проекты с весны по осень каждого года. У нас нет квот на какие-то отдельные темы, но есть двенадцать разных программ. Сейчас мы с Украинским институтом и «Крымским домом» планируем запустить отдельную программу, которая будет посвящена только теме Крыма. В феврале хотим огласить этот лот.
– Алим, какое место занимают крымские проекты в культурной жизни Украины?
Алиев: До 2014 года были лишь единичные проекты, которые касались Крыма и при этом реализовывались на материковой части страны. Их авторами были волонтеры или просто неравнодушные люди. Но после 2014 года мы получили толчок к переосмыслению крымской культурной составляющей в контексте Украины. Следует отдать должное культурным институциям, которые появились после Революции Достоинства, в том числе УКФ. Недавно, около двух лет назад мы вместе с «Мистецьким Арсеналом» организовали первую огромную выставку про Крым. Я считаю, что мы должны говорить про полуостров не только в контексте прав человека, не только в политическом контексте – мы должны говорить о Крыме на языке культуры и просветительской работы. В этом смысле нынешняя стратегия государственной поддержки в Украине, безусловно, правильная. Очень важно поддерживать именно проекты, которые координируются нашими согражданами в Крыму, чтобы они не чувствовали себя оторванными от нас.
– Могут ли такие проекты, по-вашему, быть коммерчески успешными?
Алиев: Да, более того, некоторые из них должны быть нацелены на это. Например, на выставку в «Мистецьком Арсенале» продавались билеты, люди туда охотно шли. Фильмы снимаются не только для фестивалей, а и для участия в прокате. Более того, крымский контекст очень интересен на международной арене. Мы открываем полуостров заново не только для Украины, но и для всего мира.
Федив: На мой взгляд, сейчас наиболее перспективна коммерциализация аудиовизуального продукта: это мобильные приложения, дизайн и мода, сфера телевидения и киноиндустрии. Конечно, направление культурного наследия сложно коммерциализировать, но очевидно, мы должны говорить и о такой составляющей. Все зависит от того, будет ли создан в Украине рынок культурных продуктов. Если будет спрос, предложение мы обеспечим.
– Стартовала ли подача заявок на 2021 год, Юлия? И какая тематика будет наиболее актуальной?
Федив: Уже принят госбюджет, в нем заложено 695 миллионов гривен на финансирование УКФ. Как я и говорила, у нас 12 программ: по одним дедлайн установлен на 15 января, по другим – на 1 февраля или даже 1 марта. То есть у потенциальных участников остается в среднем месяц для подготовки своих проектов. Среди них мы делаем акцент на тех, которые ориентируются на повышение квалификации культурных менеджеров, на продвижение диджитализации, использование новых медиа в сфере культуры. В связи с эпидемией COVID-19 мы также настаиваем на том, чтобы большинство проектов оставалось в онлайн-формате.
– Вы уже упоминали проект «Крым. 25 лет борьбы за Украину», который получил поддержку от УКФ, и был реализован в этом году. Его авторы утверждают, что нашли множество интересных фактов из новейшей истории полуострова, которые ранее не анализировались. По их мнению, официальный Киев, взяв курс с 1997 года на дружбу с Россией, не хотел замечать антиукраинскую политику в Крыму пророссийских организаций, а Россия, в свою очередь, готовила аннексию Крыма задолго до 2014 года. Ибрагим, верно ли мы описали ваш проект?
Сулейманов: Да, все верно. Мы хотели рассказать и показать, что именно происходило в Крыму с первых лет независимости Украины. Мне кажется, именно исторические проекты сейчас актуальны, потому что они могут дать ответы на сегодняшние вызовы. Россия до сих пор распространяет фейки, что Крым якобы «всегда был российским», но при их анализе даже невооруженным глазом можно увидеть, что Российская империя изначально оккупировала полуостров и проводила там захватническую политику. То есть нужно бороться в первую очередь с российскими фейками.
– Сейчас ваши документальные фильмы можно посмотреть в открытом доступе. Что для вас признак успешности проекта?
Сулейманов: Внимание общества. К сожалению, государство мало внимания уделяет именно информационной безопасности. Это одна из составляющих нашей борьбы в гибридной войне. Я считаю, что, разоблачая фейки, мы делаем правильное дело. Чем больше углубляешься в тему Крыма, тем больше понимаешь, что полуостровом, к сожалению никто не занимался. Анализируя события в Крыму, можно увидеть, что некоторые ошибки в Украине повторяют до сих пор. Мы планируем подаваться на новые программы УКФ. Изначально хотели сделать 25 серий, по одной на каждый год жизни Крыма, с 1991 до 2016 года. Надеемся, что получим поддержку.
– Между тем информационно-просветительский сайт «Голос Крыма. Культура» при поддержке УКФ публикует массу материалов об истории и состоянии памятников культурного наследия в Крыму. Андрей, видите ли вы отклик своей работы?
Щекун: Сайт развивается, мы достигли пиковой статистики. За последние два месяца его посетили более 100 тысяч читателей. Наша страница в Фейсбуке насчитывает уже более семи тысяч подписчиков. Думаю, УКФ целиком доволен результатами, и мы будем писать следующие предложения, предлагать новые проекты, чтобы укреплять наше информационное пространство. Помимо всего прочего, мы отслеживаем уничтожение культурного наследия в оккупированном Крыму и передаем эти сведения правоохранительным органам Украины.
– Сложно ли вам было работать над сбором материалов?
Щекун: На самом деле нет, учитывая, что для нас писали статьи жители оккупированной территории. Присылали фотографии, культурологические данные, делали видеоролики. Но, конечно, необходимы ресурсы, для того чтобы подпитывать реализацию таких проектов. Тот грант мы получили на пять месяцев – с июня по октябрь. Далее нам необходимо искать источники финансирования на 2021 год. Возможно, это будет не только УКФ.
– Спасибо. А есть ли у вас программы поддержки сразу на несколько лет, Юлия?
Федив: Сейчас мы ограничены действующим законодательством и можем поддерживать только проекты, ограниченные одним бюджетным годом. Но уже давно идут переговоры, чтобы перейти на трехлетнее планирование и реализацию государственного бюджета. Пока что все, кто получал финансирование в этом году, участвуют в конкурсе следующего года наравне со всеми.
– Могут ли не организации, а отдельные граждане рассчитывать на грант?
Федив: Мы запустили программу стипендий, которая позволяет одному человеку получить до 250 тысяч гривен. Заявителями могут быть независимые творцы, которые не оформлены как физические лица – предприниматели. Ограничений нет: это могут быть и кинорежиссеры, и актеры, и журналисты, и представители моды, дизайнеры, архитекторы, археологи. Мы финансируем создание конкретного продукта, исследования, учебу онлайн и офлайн. При этом составить заявку на финансирование намного легче: достаточно приложить свое портфолио, описать проекты, которые вы хотите реализовать с помощью УКФ, и составить смету. Все это сделать намного легче, чем для организаций.
Аннексия Крыма Россией
В феврале 2014 года вооруженные люди в форме без опознавательных знаков захватили здание Верховной Рады АРК, Совета министров АРК, а также симферопольский аэропорт, Керченскую паромную переправу, другие стратегические объекты, а также блокировали действия украинских войск. Российские власти поначалу отказывались признавать, что эти вооруженные люди являются военнослужащими российской армии. Позже президент России Владимир Путин признал, что это были российские военные.
16 марта 2014 года на территории Крыма и Севастополя прошел непризнанный большинством стран мира «референдум» о статусе полуострова, по результатам которого Россия включила Крым в свой состав. Ни Украина, ни Европейский союз, ни США не признали результаты голосования на «референдуме». Президент России Владимир Путин 18 марта объявил о «присоединении» Крыма к России.
Международные организации признали оккупацию и аннексию Крыма незаконными и осудили действия России. Страны Запада ввели экономические санкции. Россия отрицает аннексию полуострова и называет это «восстановлением исторической справедливости». Верховная Рада Украины официально объявила датой начала временной оккупации Крыма и Севастополя Россией 20 февраля 2014 года.