Евроцентробанк Глава ЕЦБ Жан-Клод Трише: Мы остаемся в состоянии повышенной готовности. 22/09 19:44 CET
Европа сопротивляется 07/10 08:04 CET
Министры финансов стран ЕС встретятся в Люксембурге в связи с кризисом 07/10 08:04 CET
добавлено через 1 час 51 минуту
План спасения экономики США в вопросах и ответах
В США принят законопроект о мерах по стабилизации финансовой системы страны. Проект на сумму 700 млрд. долларов, который должен помочь банкам избежать нехватки средств и потенциального краха, называют самым масштабным вмешательством государства в американскую экономику со времен Великой Депрессии 1930-х годов.
"За" и "против" антикризисного пакета Буша
Спасение от паралича финансовой системы?
Прошлая неделя отмечена беспрецедентными потрясениями на финансовом рынке. Можно ли было предсказать эти потрясения, учитывая, что ипотечный кризис в США разразился больше года назад? Можно было полагать, что рано или поздно кризис затронет Европу? На эти вопросы корреспондента Евроньюс отвечает Президент Европейского центрального банка Жан-Клод Трише.
Евроньюс: Полагают, что у сотрудников Центробанка должно быть шестое или седьмое чувство. Когда вы впервые осознали, что надвигается нечто огромное?
Жан-Клод Трише: Первые опасения появились в прошлом году, точнее 9 августа прошлого года. Мы видели нечто невероятное, происходящее на ранках. Это и были признаки того, что нечто огромное и грозное надвигается на нас. И именно поэтому мы смогли мгновенно отреагировать сейчас. Мы удивили экономических обозревателей, когда смогли так быстро принять решение. Я говорю о часе или полуторе часов, за которые Совет директоров Европейского центробанка принял решение о вспрыске ликвидности для того, чтобы быть уверенными в том, что наш монетарный рынок будет функционировать в соответствии с нашей политикой банковской учетной ставки. А наша политика направлена на сохранение стабильности в течение среднесрочного периода.
Евроньюс: Кого винить в глобальном кризисе на рынке кредитов? Жадность банкиров, легкомысленность агентств недвижимости, Федеральную резервную систему или всех вместе взятых? Кто виноват?
Жан-Клод Трише: Искать козла отпущения бессмысленно. Вся финансовая система должна быть обновлена. На мой взгляд нужно полностью изменить все составные части мировой финансовой системы и саму систему в целом. Нельзя давать привилегии ни одному финансовому институту или инструменту. Уже говорилось о том, что мы извлекли несколько уроков, которые уже рассмотрены на уровне Форума по финансовой стабильности. Мы договорились последовательно обсудить эти уроки. И если суммировать решения, то я мог бы сказать: мы должны в огромной степени повысить прозрачность финансов, прозрачность учреждений и инструментов, всех финансовых инструментов, особенно тех устаревших финансовых инструментов, которые отравляли обстановку, нужно повысить прозрачность рынков.
Евроньюс: Если взглянуть шире, я имею ввиду не крупных инвесторов, а обычных людей, то они боятся того, что кризис ударит по ним, люди боятся за свои вклады, боятся, что банки, раздавшие так много ипотечных кредитов могут лопнуть. Насколько устойчивы эти банки?
Жан-Клод Трише: Я бы сказал, что для устойчивости банков мы должны действовать скоординированно. Как я уже говорил, нужно в тесном сотрудничестве с Федеральной резервной системой поддерживать ликвидность доллара а глобальных масштабах. Вы сами могли это наблюдать по решениям, которые принимали советы директоров и управляющие отделений банков. Это бесспорно показывает, что руководство разных уровней было наготове. От себя добавлю, что это совершенно необходимо для доверия, для укрепления доверия в том состоянии повышенной готовности, в котором мы сейчас находимся.
Евроньюс: Если банки надежны, значит сбережения людей в безопасности?
Жан-Клод Трише: Ну повторю, руководство, власти приходили на помощь, когда это было возможно, была подтверждена возможность такой помощи. Это было и заметно и очевидно, я бы сказал повсеместно. Затем, как уже отмечалось, задачей частного сектора остаются максимально рациональные из всех возможных действий. Эта сторона деятельности совершенствуется и мы должны двигаться в этом направлении в будущем. Мы должны укрепить мировые финансы самым решительным образом. Это ясно.
Евроньюс: Клиенты, кторые брали кредиты под плавающий процент, настроены пессиместично в отношении своего будущего. Что бы вы им посоветовали?
Жан-Клод Трише: Я сказал бы клиентам банков и домовладельцам, всем гражданам зоны евро, а их 320 миллионов: вы можете рассчитывать на нас, мы обеспечим стабильность цен на протяжении среднесрочного периода. Того же самого, разумеется ожидают и рынки. Это позволит обеспечить финансовые условия более благоприятные для устойчивого роста экономики и устойчивого роста занятости.
Евроньюс: Похоже, что коммерческие банки будут требовать более жестких гарантий возвращения займов. Не приведет ли финансовый кризис к спаду экономики и опасности потери рабочих мест?
Жан-Клод Трише: Мы видим, что по нашу сторону Атлантики в зоне евро выдача кредитов фирмам, предпринимателям и корпоративным бизнесам не теряет динамики. Поэтому мы должны принимать это в расчет, когда выносим свои суждения. Мы вполне определенно видим динамичную ситуацию в этом финансовом секторе и в финансах зоны евро в целом. Приведу вам только одну цифру: займы нефинансовым корпоративным структурам растут с темпом чуть выше 13% в год.
Евроньюс: Чтобы избежать полной катастрофы и спасти шатающийся рынок администрация США пошла на прошлой неделе на беспрецедентные и чрезвычайно затратные меры. Федеральная резервная система выкупила AIG, а также Fannie Mae and Freddie Mac. Могли бы вы сказать, при каких условиях Европейский центробанк мог бы в качестве последнего средства выложить сопоставимые суммы для спасения какой-либо европейской финансовой структуры?
Жан-Клод Трише: Мы ответственно подходим к общей обеспеченности ликвидностью, но мы не несем ответственности за то, что касается временных нехваток ликвидности, которые могут возникнуть в одном или другом месте. Поэтому нужно ясно понимать: мы будем полностью ответственны в нашей сфере, но ответственность за поддержание ликвидности в отдельных финансовых структурах лежит на них самих.
Евроньюс: Давайте заглянем в будущее. Когда и если мы вернемся к нормальной ситуации, какой она будет?
Жан-Клод Трише: С самого начала Европейский центробанк исходил из того, что мы корректируем рынок в том случае, когда колебания достигают особого размаха при высокой степени непредсказуемости, в случае повышенной турбулентности рынка, а в отдельных случаях при агрессивном или опасном поведении участников рынка. И я добавлю, что мы продолжаем наблюдать эти явления. И повторяю еще раз: длящийся феномен требует от властей и Центральных банков состояния повышенной готовности.
Европа сопротивляется 07/10 08:04 CET
Европейцы стараются, но пока не могут договориться между собой о совместных практических действиях в условиях углубляющегося финансового кизиса.
Крупнейшие европейские государства, в частности, Германия, Франция, Великобритания и Италия, намерены тесно сотрудничать, чтобы по возможности минимизировать последствия кризиса. Однако при этом они пока будут самостоятельно решать проблемы своих банков.
В понедельник премьер-министр Италии Сильвио Берлускони в ходе визита в Берлин в частности, заявил: “Я уже предлагал и сегодня я вновь хочу подтвердить, что лучшим решением будет создание общего защитного зонта – единого фонда 27 стран-членов Еврособюза. Но этого добиться не так просто, мы пока не смогли договориться. Главное, чего мы добились – это осознание необходимости общих действий”.
Канцлер Герании Ангела Меркель, пытаясь предотвратить массовый отток средств граждан с депозитов, заявила, что правительство страны гарантирует сохранность их вкладов в банках.
Министр финансов Великобритании Алистер Дарлинг, выступая в парламенте, пообещал, что власти сделают все от них зависящее, чтобы помочь кредитным учреждениям. Уровень гарантий по банковским депозитам в Великобритании со вторника повышается с 35 до 50 тысяч фунтов стерлингов.
“Мы готовы пойти на любые меры, – заявил Алистер, – чтобы быть уверенными, что стабилизировали банковскую систему. Я уверен, что страны ЕС смогут работать в этом вопросе вместе и поддержать стабилизацию европейской финансовой системы”.
Правительства и других европейских стран принимают срочные антикризисные меры. Председатель правительства Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро провел экстренную встречу с руководителями ведущих банков Испании.
Министры финансов стран ЕС встретятся в Люксембурге в связи с кризисом 07/10 08:04 CET
В Люксембурге поздно вечером в понедельник завершилось срочное заседание так называемой Еврогруппы, в которую входят министры финансов пятнадцати стран зоны евро. Подводя итоги заседания постоянный председатель группы премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер сказал: “Будет сделано все для того, чтобы избежать ситуации когда крах финансовых институтов примет систематический характер. У государств(ЕС) есть возможнос гарантировать, что этого не произойдет”
Эту позицию разделяет и комиссар ЕС по экономической и валютной политике Хоакин Альмуниа.
Вместе с тем, он предупредил, что односторонние протекционистские меры в отношении банков, предпринимаемые рядом государств, могут ухудшить ситуацию:
“Категорически необходимо избежать негативных последствий односторонних решений. Это уже к проблемам для некоторых государств ЕС, и мы должны решительно покончить с этим.”
Во вторник здесь же, в Люксембурге соберется более широкий клуб – группа “Экофин”, куда входят министры экономики и финансов всех 27 стран ЕС. Главы европейских финансовых ведомств вновь попытаются договориться о согласованных антикризисных мерах.
добавлено через 1 час 51 минуту
План спасения экономики США в вопросах и ответах
В США принят законопроект о мерах по стабилизации финансовой системы страны. Проект на сумму 700 млрд. долларов, который должен помочь банкам избежать нехватки средств и потенциального краха, называют самым масштабным вмешательством государства в американскую экономику со времен Великой Депрессии 1930-х годов.
В утвержденный проект плана было внесено несколько изменений, которые призваны защитить интересы простых американцев и ограничить стоимость реализации этого плана для налогоплательщиков.
В одобренной версии плана есть не только пункт об увеличении размера гарантируемых государством вкладов: в ней также прописаны, в частности, некоторые налоговые послабления для малого бизнеса, семей с детьми, а также помощь людям, пострадавшим от недавних ураганов.
Кроме того, есть предложения ограничить стоимость реализации плана для правительства путем внесения изменений в правила бухгалтерского учета для банков.
Почему крупным банкам необходима помощь властей?
Мировые финансовые рынки столкнулись с серьезнейшими проблемами, поскольку слишком много банков вложили значительные средства в огромный рынок ипотечного кредитования США.
А когда пузырь на американском рынке недвижимости лопнул, банки оказались в ситуации полной неопределенности, потому что непонятно, сколько кредитов будет в итоге возвращено.
Сначала это представлялось локальной проблемой, но теперь ее жертвами оказались банки по всему миру.
Банки больше не в состоянии оценить, сколько стоят их инвестиции. Поэтому эти инвестиции трудно продать, и в результате с виду устойчивые банки остаются без свободных средств.
Более того, банки перестали доверять друг другу. Они не знают, какой еще банк может столкнуться с проблемами, и поэтому не хотят кредитовать друг друга.
Все это привело к тому, что мировая финансовая система фактически замерла, а процентные ставки по кредитам устремились ввысь, ударив как по потребителям, так и по бизнесам.
Кредитный кризис уже привел к краху нескольких крупных финансовых институтов как в США, так и в Европе.
Как реализация плана будет выглядеть на деле?
Глава минфина США Генри Полсон намерен использовать средства на выкуп у финансовых институтов потенциально невозвратных инвестиций.
Проект экономического плана
Взамен американские налогоплательщики, как предполагается, получат долю в спасаемых банках.
Таким образом, если бы эти банки сумели бы поправить свое состояние, налогоплательщики могли бы даже оказаться в прибыли.
Однако если налогоплательщики понесут убытки, то частично стоимость обслуживания этого плана легла бы на плечи сектора финансовых услуг.
Зарплаты руководителей банков, которым была бы оказана помощь в рамках плана, планируется ограничить, а так называемые "золотые парашюты" - огромные выплаты менеджерам, покидающим банк, - отменить вовсе.
Как этот план сказался бы лично на мне?
Если вы живете в США, то ваша доля в государственном долге вырастет на 2,3 тыс. долларов.
В сумме госдолг, как ожидается, составит 1,8 трлн. долларов, что в расчете на одну американскую семью составляет 15 тыс. долларов.
Аналитики полагают, что в случае, если никакого плана экономической помощи не приняли бы, экономический кризис усугублялся бы с еще большей скоростью.
Самый неблагоприятный сценарий развития событий включает в себя "эффект домино", когда один за другим банки по всему миру могут начать "сыпаться".
Это не только негативно скажется на системе защиты вкладчиков и инвесторов, но может также спровоцировать общемировой экономический кризис с банкротством миллионов компаний и потерей десятков миллионов рабочих мест.
В то же время принятие антикризисного плана не гарантирует прекращение кризиса и скорое возвращение ситуации в норму.
"За" и "против" антикризисного пакета Буша
Видные американские конгрессмены сообщили о достижении "огромного прогресса" в переговорах между Белым домом, минфином и членами конгресса о мерах по стабилизации финансовой системы США.
План стабилизации, выдвинутый американским минфином, первоначально состоял из всего трех страниц. Основная идея - потратить до 700 миллиардов долларов, то есть примерно 5% ежегодного валового продукта страны, на покупку у финансовых компаний невозвратных ипотечных ссуд и обеспеченных ими ценных бумаг.
В своей регулярной субботней радиопередаче президент Буш заявил, что эта мера необходима для предотвращения "глубокого и болезненного спада".
Во время пятничных дебатов оба кандидата в президенты в принципе с ним согласились. И, тем не менее, план спасения американских финансов вызывает много возражений, а опросы показывают, что большинство американцев выступают против него.
Одни не верят, что пертурбации на финансовых рынках так опасны, как их изображают политики и СМИ. Другие признают серьезность ситуации, но не считают, что она оправдывает столь решительное вторжение государства в экономику.
Риски неизбежны
Скептики говорят, что при рыночной экономике периодические спады неизбежны, но после Великого экономического кризиса они в США обычно длятся считанные месяцы и носят относительно мягкий характер.
Cектор финансовых услуг так подвержен системному риску, как никакой другой. По самой природе своей он является карточным домиком, который может развалиться в одночасье
Брюс Бартлетт,
экономист
Они напоминают, что ушли в прошлое времена, когда банковский крах мог оставить простых американцев без гроша: с 1930-г годов их деньги на текущих и сберегательных счетах застрахованы государством на сумму до 100 тысяч долларов, а лежащие в банках пенсионные сбережения - до 250 тысяч.
Сейчас лопнули около дюжины банков, но за последние десятилетия ежегодно лопаются в среднем 94. Правда, сейчас в трубу вылетают огромные финансовые учреждения, но скептики доказывают, что это еще не причина выручать их за счет налогоплательщиков. "Кто следующий? - спрашивают они. - Американские автомобилестроительные компании, которые тоже дышат на ладан?"
С ними спорит в субботней New York Post экономист Брюс Бартлетт, работавший в администрациях Рейгана и Буша-старшего. Он пишет, что "сектор финансовых услуг так подвержен системному риску, как никакой другой. По самой природе своей он является карточным домиком, который может развалиться в одночасье".
"Государство оставляет вас в покое"
По словам Бартлетта, есть опасность, что нынешние недуги финансового сектора США "приведут к длительной полосе стагнации типа той, которую пережила Япония в 1990-х годах... Поэтому вы видите страх в глазах министра финансов Хэнка Полсона и главы Федеральной резервной системы Бена Бернанке".
Капитализм - это когда государство оставляет вас в покое
Кеннет МИног,
экономист
Работающие на Уолл-стрит экономисты в массе своей с ним согласны. С другой стороны, около 200 университетских экономистов, не находящихся на жаловании у финансовых компаний, подписали обращение с возражениями против обсуждаемого плана. Они считают, что он слишком расплывчат, идет вразрез с рыночными принципами и может привести к непредсказуемым последствиям.
У демократов, которые являются горячими сторонниками плана, - хотя и пытаются его расширить, в связи с чем по последнему счету он уже занимает 102 страницы, - по идее достаточно голосов в обеих палатах конгресса, чтобы провести его и без республиканцев.
Но часть демократов не рискнет его поддержать, если за него не проголосует и часть республиканцев. План спорный, и в преддверии выборов демократам нужно это прикрытие.
Некоторые республиканцы его поддерживают, но очень многие относятся к нему настороженно, считая его проявлением "финансового социализма". Они цитируют афоризм лондонского экономиста Кеннета Минога о том, что "капитализм - это когда государство оставляет вас в покое". Оно не мешает вам зарабатывать, но и не выручает вас, когда вы прогорели, говорят скептики.
Спасение от паралича финансовой системы?
"Акт о чрезвычайной экономической стабилизации 2008 года" стал результатом продолжавшихся более недели очень трудных и затяжных переговоров между представителями администрации и различными фракциями в конгрессе США.
Авторы первоначального предложения - министр финансов Генри Полсон и глава Федеральной резервной системы Бен Бернанке - отстаивали необходимость скупки казной неликвидных активов банков и ипотечных компаний на сумму в 700 миллиардов долларов.
Им противостояла большая группа конгрессменов, в основном рядовые республиканцы, которые видели в этом плане опасный пример ненавистного им вмешательства государства в рыночные механизмы. Звучали даже обвинения в том, что администрация Буша проводит в жизнь "социалистическую" политику.
Надо сказать, что первоначальное предложение Полсона было изложено всего на трех страницах печатного текста и предоставляло фактически карт-бланш администрации в том, как тратить эту колоссальную сумму.
Гнев конгресса
Именно это и вызвало первый приступ негодования среди конгрессменов. Они потребовали включения в закон гарантий того, что за расходование эти денег налогоплательщики получат отчет.
Выработка и согласование этих охранительных положений и заняли длительное время. В результате законопроект содержит целый ряд подпунктов о том, что расходование средств будет подконтрольно финансовым органам и конгресса, и федеральных учреждений.
Франклин Делано Рузвельт
Нынешняя администрация идет по стопам Франклина Рузвельта
Кроме того, предполагается последующая продажа скупленных активов в случае укрепления рынков и немедленная передача вырученных средств обратно в федеральный бюджет.
Такое уже в американской истории было. В 1936 году администрация Франклина Д. Рузвельта пошла на подобные меры, правда, в гораздо более ограниченном масштабе. Спустя три года купленные тогда активы банков удалось выгодно продать и американское казначейство заработало около 200 млн долларов.
В законопроект включены и другие ограничительные положения, многие из которых носят явно популистский характер. К их числу относятся пресловутый запрет на то, что на местном политическом жаргоне принято называть "золотыми парашютами" - имеются в виду премиальные выплаты главам банков и компаний, которым оказывается финансовая помощь.
В результате текст законопроекта занимает теперь 110 страниц, и разобраться во всех его тонкостях способны только профессиональные финансисты с юридической подготовкой.
Государство и рынок
Сторонники законопроекта сейчас подняли в средствах массовой информации кампанию небывалой интенсивности.
В последние дни она проходит под лозунгом того, что предлагаемые меры - не выкуп несостоятельных банкиров с Уолл-стрит, а помощь простому американцу "с Мейн-стрит", то есть мелким предпринимателям, владельцам небольших фирм.
Отвечая на критику противников государственного вмешательства в экономику, многие комментаторы в американской печати обращаются к историческому контексту.
Так, в минувшее воскресенье газета Washington Post писала о том, что американский капитализм никогда не отвечал идеалам экономического либерализма.
Государство на протяжении 200 лет неоднократно вмешивалось в работу рыночных механизмов, и часто весьма грубым образом. Это происходило даже в конце XVIII века, сразу после войны за независимость, не говоря уже о вполне диктаторской экономической политике президента Линкольна в годы Гражданской войны.
Финансовый климат
А уже в понедельник газета New York Times написала, что в случае принятия закон Полсона полностью изменит финансовый климат в стране и следующей администрации, кто бы ни оказался во главе ее, придется действовать в условиях очень жесткого кредитного режима.
Паралич кредитной системы бьет сейчас по простым американцам с каждым днем все сильнее.
И они очень надеются на то, что государство сумеет расчистить тромбы в системе обращения денег.
Последнее редактирование: