Правительство отказалось от идеи ввести налог с продаж, а в нефтегазовом секторе планируется завершить налоговый маневр, заявил министр финансов Антон Силуанов. Однако в конечном счете увеличение налоговой нагрузки ощутят все — и граждане, и бизнес.
Правительство ищет способы подстегнуть экономический рост и найти источники необходимых для реализации майских указов президента 8 трлн рублей. Одним из таких источников станут налоги, об изменении которых много говорил министр финансов Антон Силуанов в ходе ПМЭФ-2018.
Кабмин сейчас разрабатывает предложения по изменению налоговой нагрузки. Как заявил глава Минфина, речь идет о новых положениях в налоговом законодательстве, которые будут зафиксированы по крайней мере на шесть лет.
«Мы сейчас готовим настройки налоговой системы. Потом эти настройки войдут в налоговую систему, которая не будет меняться шесть лет. Такая у нас задача», — заявил Силуанов (цитата по РБК).
О каких именно изменениях налоговой нагрузки идет речь, пока не совсем понятно. Ранее, в четверг, 24 мая, Силуанов сообщил, что увеличения налогового бремени не будет, но планируется некая «настройка». В ответ на эти не совсем прозрачные заявления рынок заволновался, не понимая, приведет это к изменению налогов или нет.
«Здесь будут изменения, с одной стороны, и снижение налогов… таких сложных налогов в виде прямых налогов. Будут изменения и по другим частям», — пояснил свои слова на следующий день министр.
Доходы не тронут
Весной в правительстве обсуждались возможности ввести налог с продаж в размере 4%, повысить НДФЛ с 13% до 15% и НДС с 18% до 22%, сообщали источники газеты Ведомости. Однако правительство отказалось от идеи ввести налог с продаж, заверил Силуанов ПМЭФ-2018. Кроме того, министр выступает за сохранение на прежнем уровне и ставки НДФЛ. «Мы предлагаем не менять ситуацию с подоходным налогом», — сказал Силуанов, при этом, однако, уточнив, что итоговое решение будет принимать правительство.
Увеличивать НДФЛ не стоит, так как любые изменения могут негативно сказаться на бюджете, пояснил министр. Так как НДФЛ является главным источником дохода для региональных бюджетов, его изменение может привести к серьезным сдвигам в балансе этих самых бюджетов.
Минфин давно выступал противником повышения НДФЛ, мотивируя свою позицию тем, что в случае роста этого налога бюджет может потерять, а не выиграть в доходах, так как группы населения с высокими доходами начнут активно использовать схему ухода от налогообложения.
Владимир Тихомиров
главный экономист BCS Global Markets
Нефтяникам станет легче
Правительство также заявило на форуме о готовности завершить нефтегазовый маневр и снизить экспортные пошлины для нефтяных компаний-экспортеров.
«Что касается первых действий, то мы уже приняли решение о снижении акцизов на нефтепродукты уже с 1 июля текущего года», — отметил Силуанов.
Налоговый маневр в нефтегазовой отрасли, действующий с 1 января 2015 года, предусматривает снижение экспортных пошлин на нефть с параллельным ростом ставки налога на добычу полезных ископаемых, объясняет старший юрист BGP Litigation Денис Савин.
Сейчас Минфин предлагает завершить нефтегазовый маневр к 2024 году, ежегодно снижая экспортную пошлину на пять процентных пунктов и при этом соразмерно повышая НДПИ. «Цель маневра — дать возможность адаптироваться к резкому падению мировых цен на нефть как производителям нефти, так и бюджету, не создавая дополнительных проблем для внутреннего рынка нефтепродуктов», — поясняет Савин.
По словам юриста правового департамента HEADS Consulting Константина Ханина, повышение НДПИ в предыдущие годы было нецелесообразным — при дешевой нефти оно сделало бы работу всей добывающей отрасли просто нерентабельной. Сейчас же для этого самое время.
Цены на нефть выросли, однако предоставленные нефтяникам льготы оплачивает государство и население. И это, конечно, не может длиться вечно, поэтому завершать налоговую реформу необходимо.
Эта мера выглядит особенно своевременной с учетом того, что правительство ищет источники финансирования госпрограмм. Власти рассчитывают, что налоговый маневр даст бюджету от 1 трлн рублей до 1,6 трлн рублей в зависимости от цен на нефть, говорят эксперты.
Не стоит расслабляться
Основная идея преобразований будет сводиться к тому, чтобы не произошло увеличения совокупной налоговой нагрузки, а ее центр был смещен с бизнеса на частного потребителя, считает Денис Савин. Правительство пока лишь обсуждает вопрос о налогах, так что быть уверенным в том, что тот же НДФЛ не претерпит изменений, нельзя, добавляет Константин Ханин.
По мнению Ханина, перехода к прогрессивной шкале и повышения ставки подоходного налога скорее всего не будет — это может вызвать возмущение среди граждан и существенно сократить уровень поддержки политики, проводимой властью.
А вот предпринять ряд шагов, чтобы вывести из тени доходы россиян, работающих без оформления трудовых отношений или ведущих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо регистрации ИП, правительство может, говорит юрист. «Сейчас эта работа уже активно ведется за счет деятельности ФНС совместно с банковским сектором и ЦБ», — поясняет он.
Источник
Правительство ищет способы подстегнуть экономический рост и найти источники необходимых для реализации майских указов президента 8 трлн рублей. Одним из таких источников станут налоги, об изменении которых много говорил министр финансов Антон Силуанов в ходе ПМЭФ-2018.
Кабмин сейчас разрабатывает предложения по изменению налоговой нагрузки. Как заявил глава Минфина, речь идет о новых положениях в налоговом законодательстве, которые будут зафиксированы по крайней мере на шесть лет.
«Мы сейчас готовим настройки налоговой системы. Потом эти настройки войдут в налоговую систему, которая не будет меняться шесть лет. Такая у нас задача», — заявил Силуанов (цитата по РБК).
О каких именно изменениях налоговой нагрузки идет речь, пока не совсем понятно. Ранее, в четверг, 24 мая, Силуанов сообщил, что увеличения налогового бремени не будет, но планируется некая «настройка». В ответ на эти не совсем прозрачные заявления рынок заволновался, не понимая, приведет это к изменению налогов или нет.
«Здесь будут изменения, с одной стороны, и снижение налогов… таких сложных налогов в виде прямых налогов. Будут изменения и по другим частям», — пояснил свои слова на следующий день министр.
Доходы не тронут
Весной в правительстве обсуждались возможности ввести налог с продаж в размере 4%, повысить НДФЛ с 13% до 15% и НДС с 18% до 22%, сообщали источники газеты Ведомости. Однако правительство отказалось от идеи ввести налог с продаж, заверил Силуанов ПМЭФ-2018. Кроме того, министр выступает за сохранение на прежнем уровне и ставки НДФЛ. «Мы предлагаем не менять ситуацию с подоходным налогом», — сказал Силуанов, при этом, однако, уточнив, что итоговое решение будет принимать правительство.
Увеличивать НДФЛ не стоит, так как любые изменения могут негативно сказаться на бюджете, пояснил министр. Так как НДФЛ является главным источником дохода для региональных бюджетов, его изменение может привести к серьезным сдвигам в балансе этих самых бюджетов.
Минфин давно выступал противником повышения НДФЛ, мотивируя свою позицию тем, что в случае роста этого налога бюджет может потерять, а не выиграть в доходах, так как группы населения с высокими доходами начнут активно использовать схему ухода от налогообложения.
Владимир Тихомиров
главный экономист BCS Global Markets
Нефтяникам станет легче
Правительство также заявило на форуме о готовности завершить нефтегазовый маневр и снизить экспортные пошлины для нефтяных компаний-экспортеров.
«Что касается первых действий, то мы уже приняли решение о снижении акцизов на нефтепродукты уже с 1 июля текущего года», — отметил Силуанов.
Налоговый маневр в нефтегазовой отрасли, действующий с 1 января 2015 года, предусматривает снижение экспортных пошлин на нефть с параллельным ростом ставки налога на добычу полезных ископаемых, объясняет старший юрист BGP Litigation Денис Савин.
Сейчас Минфин предлагает завершить нефтегазовый маневр к 2024 году, ежегодно снижая экспортную пошлину на пять процентных пунктов и при этом соразмерно повышая НДПИ. «Цель маневра — дать возможность адаптироваться к резкому падению мировых цен на нефть как производителям нефти, так и бюджету, не создавая дополнительных проблем для внутреннего рынка нефтепродуктов», — поясняет Савин.
По словам юриста правового департамента HEADS Consulting Константина Ханина, повышение НДПИ в предыдущие годы было нецелесообразным — при дешевой нефти оно сделало бы работу всей добывающей отрасли просто нерентабельной. Сейчас же для этого самое время.
Цены на нефть выросли, однако предоставленные нефтяникам льготы оплачивает государство и население. И это, конечно, не может длиться вечно, поэтому завершать налоговую реформу необходимо.
Эта мера выглядит особенно своевременной с учетом того, что правительство ищет источники финансирования госпрограмм. Власти рассчитывают, что налоговый маневр даст бюджету от 1 трлн рублей до 1,6 трлн рублей в зависимости от цен на нефть, говорят эксперты.
Не стоит расслабляться
Основная идея преобразований будет сводиться к тому, чтобы не произошло увеличения совокупной налоговой нагрузки, а ее центр был смещен с бизнеса на частного потребителя, считает Денис Савин. Правительство пока лишь обсуждает вопрос о налогах, так что быть уверенным в том, что тот же НДФЛ не претерпит изменений, нельзя, добавляет Константин Ханин.
По мнению Ханина, перехода к прогрессивной шкале и повышения ставки подоходного налога скорее всего не будет — это может вызвать возмущение среди граждан и существенно сократить уровень поддержки политики, проводимой властью.
А вот предпринять ряд шагов, чтобы вывести из тени доходы россиян, работающих без оформления трудовых отношений или ведущих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо регистрации ИП, правительство может, говорит юрист. «Сейчас эта работа уже активно ведется за счет деятельности ФНС совместно с банковским сектором и ЦБ», — поясняет он.
Источник