Большинство россиян владеют банковскими картами, но не рассчитываются ими
Доля россиян, имеющих в пользовании хотя бы одну банковскую карту, за год увеличилась на 9% и составила 72%. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного компанией Ipsos Comcon.
Как и другие развивающиеся рынки, Россия довольно поздно осознала удобство безналичных расчетов, и потому бум популярности карточек у нас происходит, когда мировой авангард переходит на мобильные платежи. В нашей стране многие мелкие торговые компании и предприятия сферы услуг только сейчас стали активно внедрять использование переносных терминалов для приема пластиковых карт, чем заметно упростили жизнь большинству потребителей.
Теперь карточкой можно оплачивать и доставку пиццы, и поездку в такси, а с недавних пор безналичные платежи, наконец, стали доступны и в московском метро.
Карточка — для снятия наличных
По данным регулярного исследования «РосИндекс» компании Ipsos Comcon, доля владельцев банковских карт среди россиян старше 18 лет, проживающих в городах с населением более 100 тыс. человек, продолжает расти. В первом полугодии текущего года она составила 72% по сравнению с 63%, зафиксированными по итогам первых шести месяцев 2015 г.
Что любопытно, по наблюдениям социологов, владельцы «пластика» гораздо чаще, чем любители нала, имеют высшее образование или ученую степень, меньше смотрят телевизор, активней пользуются интернетом и предпочитают смартфоны обычным телефонам.
41% россиян, имеющих пластиковую карту, пользуются ею чаще двух раз в неделю, каждый третий использует «пластик» от двух до четырех раз в месяц, а 16% достают ее раз в месяц и реже.
«РосИндекс» — это ежеквартальное исследование компании Ipsos Comcon, являющееся самым масштабным проектом по изучению российских потребителей. По словам его авторов, «РосИндекс» является инструментом стратегического маркетинга: решает задачи по выделению и описанию целевых групп, сегментов потребителей, конкурентному анализу, анализу динамики рынков, потребительских трендов, географическому анализу рынков, выбору каналов коммуникации и поиску партнеров для совместного продвижения брендов. Эти опросы проводятся в городах с населением более 100 тыс. человек, а годовая выборка составляет более 25 тыс. респондентов.
Как отмечают исследователи, в текущем году снижается доля тех потребителей, кто привык расплачиваться наличными деньгами. Год назад их насчитывалось 55%, а теперь, по итогам первого полугодия 2016 г., — 48%. При этом среди владельцев пластиковых карт довольно высокой остается доля тех пользователей, которые опасаются за сохранность своих денежных средств на банковском счете. В этом году 43% россиян выразили сомнение в безопасности хранения личных сбережений на карточном счете: они утверждают, что злоумышленники при желании легко смогут украсть пластиковую карту и снять с нее деньги.
28% россиян, опрошенных социологами, вообще не имеют банковской карты. Чаще всего это люди со средним или неполным средним образованием, проживающие в маленьких городах с населением до 100 тыс. человек. Это вполне объяснимо. Зачастую в таких населенных пунктах сложно найти банкомат, а местные магазины, парикмахерские, фото-ателье и прочие предприятия сферы услуг попросту не имеют оборудования, необходимого для приема безналичных платежей.
Существенной оказалась также доля тех потребителей, кто использует свою банковскую карту только лишь для снятия наличных: они составили 16% от общего числа. К слову сказать, снятие наличных и по сей день остается самой популярной «карточной» операцией. По данным Ipsos Comcon, в первом полугодии нынешнего года 78% россиян обналичивали деньги со своих карт.
Второй по популярности операцией является оплата мобильной связи: этой возможностью пользуется каждый второй владелец «пластика». Товары в офлайн-магазине с карты оплачивают 38% опрошенных, а в онлайн — 13%.
Похожие данные представили и специалисты Аналитического центра Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). По данным их опроса, проведенного в октябре 2016 г., около трети россиян (30%) регулярно оплачивают повседневные покупки безналичным способом, причем это в большей степени свойственно высокообразованной части населения (43%) и молодежи в возрасте 24–35 лет (40%). Большинство россиян (70%) по-прежнему оплачивают повседневные товары и услуги наличными.
Несмотря на высокое проникновение банковских карт, зафиксированное в том числе по результатам исследования Ipsos Comcon, оказалось, что далеко не все россияне рассматривают карты как удобный финансовый инструмент. Для большинства наших соотечественников они остаются всего лишь способом получения наличных денег. Как считают эксперты, во многом это обусловлено довольно высокой неуверенностью людей в том, что осуществление других операций по карте является достаточно безопасным и не подвергает риску сохранность их безналичных сбережений.
Такое положение дел может также объясняться и недостаточно высоким уровнем финансовой грамотности населения. Потребители часто бывают просто не в курсе того, что с помощью карты можно не только снимать наличные в банкомате, но и получать кредиты или размещать средства на депозитах.
Одним касанием
Несмотря на то что в вопросах выбора платежных механизмов наши соотечественники в целом остаются довольно консервативными, все большее число россиян постепенно начинает интересоваться новыми технологиями. Но, конечно, пока количество таких пионеров на общем фоне выглядит достаточно скромным.
Как показали результаты всероссийского опроса, проведенного специалистами НАФИ, лишь каждый двадцатый россиянин уже воспользовался технологией бесконтактной оплаты покупок с помощью мобильного телефона, тогда как бесконтактные банковские карты хотя бы раз использовали уже 24%. Что любопытно, при этом о существовании банковских карт с возможностью бесконтактной оплаты знают 79% россиян. 39% потребителей в нашей стране достаточно хорошо осведомлены о таком платежном инструменте, но не имеют опыта его использования, а еще 16% слышали о бесконтактных картах лишь в общих чертах. Заметно чаще о наличии опыта бесконтактной оплаты картами сообщали россияне с высшим образованием: 30% против 22% россиян без высшего образования.
О том, что современные бесконтактные технологии дают возможность оплачивать покупки и услуги вообще без использования карт — лишь поднося к терминалу свой смартфон, тоже знают довольно много людей в нашей стране (65%), однако пользовались этой возможностью всего только 5%. Еще 39% россиян информированы о таком способе оплаты, но никогда его не практиковали, а каждый пятый (21%) признался, что об этой технологии знает лишь понаслышке. Ничего не знают о возможности бесконтактной оплаты покупок с помощью мобильного устройства более трети россиян (36%).
Несмотря на такое положение дел, эксперты достаточно позитивно оценивают перспективы развития этого направления в нашей стране. В частности, об этом свидетельствует тот факт, что все больше российских потребителей заинтересованы в наличии в их смартфонах функции, позволяющей осуществлять бесконтактные транзакции. По данным НАФИ, наличие в телефоне технической возможности проводить бесконтактные платежи станет определяющей характеристикой покупки следующего смартфона для каждого десятого россиянина (10%), а для 30% это будет весомым бонусом.
считает Сергей Антонян, руководитель направления финансовых технологий Аналитического центра НАФИ.«Использование наличных денег в повсе*дневной жизни россиян постепенно снижается, а безналичных — растет. Это тренд, который подтверждается с каждым новым исследованием НАФИ. На наших глазах происходит постепенный переход потребителей в мир „цифрового банкинга“. Отказываясь от наличных, наши сограждане постепенно приобщаются к новым технологиям и сервисам. Лидером этого процесса является образованная, материально обеспеченная молодежь, проживающая в крупных городах», —
По его словам, в настоящее время технологией бесконтактных платежей с помощью мобильных устройств (NFC) в России пользуется весьма ограниченное число людей, и ключевым барьером здесь является слабое развитие инфраструктуры. Далеко не везде можно провести подобный платеж, и это снижает мотивацию потребителей к апгрейду телефона.
добавляет Антонян.«Новый импульс развитию технологии в нашей стране, безусловно, придал недавний запуск платежных сервисов Apple Pay в начале октября и Samsung Pay в конце сентября, —
— Тот факт, что для каждого десятого наличие технологии NFC определит выбор, а почти для каждого третьего она будет весомым плюсом при покупке следующего смартфона, говорит о том, что массовый потребитель проявляет живой интерес к бесконтактным платежам с помощью мобильных устройств и что нас ждет активный рост числа пользователей этой технологии».