Финансовая безграмотность — крайне опасная вещь. Как минимизировать риск принятия разорительных для себя решений?
Для начала попробуйте ответить на три простеньких вопроса - элементарный тест на финансовую грамотность.
Люди, давшие правильные ответы на эти вопросы, задававшиеся Аннамарией Лусарди (Дартмутский колледж), Оливией Митчелл (Уортонская школа Университета Пенсильвании) и их коллегами жителям 14 стран мира, — глобальное меньшинство (недавно работу Лусарди и Митчелл опубликовал Journal of Economic Literature). Правильные ответы дали 30% американцев, 21% шведов, 25% итальянцев, 27% японцев, 31% французов. Только в Германии (53%) и Швейцарии (50%) финансово грамотные люди не в меньшинстве. Но самые поразительные результаты были получены в России, где на все вопросы правильно ответили только 4%. Россиян, не сумевших справиться ни с одним вопросом, оказалось 28%. В других странах таких неудачников было по 10–11%.
Исследователи исходили из того, что пользователям современных финансовых продуктов надо:
1) уметь производить вычисления, связанные с процентными ставками,
2) понимать инфляцию,
3) иметь представление о рисках и их диверсификации.
Финансовая безграмотность — крайне опасная вещь.
Сейчас почти у каждого есть возможность стать инвестором. Инвестиционные продукты становятся все доступнее, чего не скажешь о знаниях, необходимых для их использования. И если бы только инвестиционные! Потребительские кредиты, кредитные карты, ипотека... Практически всем приходится заниматься личным финансовым планированием, принимать кредитные и инвестиционные (включая пенсионное накопление) решения.
Хуже всего с финграмотностью у женщин, бедных и старшего поколения.
Так, среди американцев старше 50 лет на 1–2-й вопросы правильно ответила лишь половина респондентов, а на третий — треть. С возрастом растет и разрыв между низким уровнем знаний и растущей уверенностью в своей компетентности. Мужчины отвечают на вопросы лучше женщин, но первые более самоуверенны, а вторые лучше осознают границы своего знания. Поэтому в ближайшие десятилетия целевая аудитория для провайдеров финграмотности — это женщины. Процесс уже идет. В США женщины в среднем переживают своих супругов на 9 лет; оставаясь вдовами и сталкиваясь с необходимостью принимать финансовые решения, они серьезно подтягивают финграмотность, показывает одно из исследований ФРС.
С более сложными финансовыми концептами совсем плохо. Только 21% американцев понимает, что цена и доходность облигаций связаны обратной зависимостью. Не даются людям сложные проценты. В одном из исследований Лусарди и Питер Туфано из Гарвардской школы бизнеса диагностировали знание о них в форме, почти не требовавшей вычислений: «Предположим, на вашей кредитной карте лежит $1000. Долг не погашается, ставка составляет 20% годовых. Через сколько лет сумма долга удвоится: a) через 2 года, b) менее чем через 5 лет, c) через 5–10 лет, d) более чем через 10 лет». Правильно ответили 36% (надеюсь, можно не говорить, какой ответ правилен).
Итак, почти две трети американцев просто не понимают условий, на которых они берут кредиты. Единицы способны рассчитать, какой кредит дешевле, и оценить, как меняется ценность денег во времени. Вот еще одна задачка из работы Лусарди и Туфано: «Вы покупаете товар за $1000. Есть две опции его оплаты: a) на протяжении 12 месяцев платить по $100 в месяц, b) занять $1000 на год под 20% годовых с единовременной выплатой $1200 год спустя. Какое предложение лучше: a) первое, b) второе, c) они одинаковы». Первый вариант выбрали 40% респондентов, 39% сочли возможности эквивалентными, и только 7% выбрали лучший вариант (b). Остальные затруднились. Люди систематически недооценивают величину процентной ставки, когда кредит представлен им в форме потока платежей. В случае b номинальная ставка по кредиту составляет 20% годовых, а в случае a — 35% (эффективная — 41,2%). Есть и альтернативное объяснение. Возможно, кто-то выбрал бы вариант a, даже сознавая, что процентная ставка в этом случае почти вдвое выше. Это те, кто не умеет сберегать средства и доплачивает кредиторам за внешнее управление своим финансовым поведением.
Из-за безграмотности миллионы людей принимают разорительные для себя решения.
Одни берут слишком большие кредиты, другие — кредиты по грабительским ставкам, третьи доверяют деньги или имущество заведомым мошенникам. В США число жалоб на финансовое мошенничество растет: за 2007–2011 годы на 62%, до 1,5 млн.
Поэтому владение финансовыми знаниями можно измерить в деньгах. Обучение финграмоте людей с низким уровнем образования способно, как оценили Лусарди, Митчелл и Пьер-Карл Мишо в другой работе, увеличить их благосостояние на 82%, а выпускников колледжей — на 56%. Это означает, что малообразованные люди теряют из-за безграмотных финансовых решений 45% своего богатства, а более образованные — 36%. Разница не слишком велика — она показывает, что преподавание экономики и финансов в средних школах не очень помогает.
По идее, возможность повысить благосостояние, овладев финграмотой, должна стимулировать мощный глобальный спрос на образование. Но его нет. Проблема в том, что люди неадекватно оценивают свои знания. 70% американцев оценили собственную финграмотность как среднюю или высокую, хотя больше 2/3 не смогли дать правильные ответы на вопросы для 14–16-летних детей. Жители Германии и Нидерландов тоже преувеличивают свои знания.
Как объяснить феноменально низкий уровень финграмотности в России?
Очевидный фактор — наследие социализма. Неудивительно, что сразу после его краха люди бросились в объятия пирамид. Вторая причина — государство. Чем больше госпенсии, тем ниже мотивация граждан к самостоятельному накоплению богатства и, соответственно, овладению финграмотой. А на фоне других стран СНГ пенсии в России высокие.
Польза от овладения финграмотой огромна. Исследования доказывают, что среди более грамотных сильнее распространено финансовое планирование, включая пенсионное. Более образованные чилийцы выбирают пенсионные счета, за использование которых приходится платить меньше взносов управляющим. Китайские крестьяне, которым рассказали о сложных процентах, с большей вероятностью отнесут часть зарплаты на накопительные пенсионные счета.
Финансовые знания помогают избегать лишних потерь. Так, в Германии во время нынешнего финансового кризиса неискушенные инвесторы чаще давали своим управляющим команду «продавать», фиксируя тем самым свои потери. Более опытные успешно пережидали спад, говорится в докладе ECB.
В США даже при принятии жизненно важного решения — рефинансировании ипотеки — заемщики допускают ужасающие ошибки в выборе времени рефинансирования, расчете процентной ставки и т. д., показали экономисты Чикагского ФРБ. Во время кризиса выяснилось, что многие британские обладатели ипотеки не подозревают, по каким ставкам они выплачивают долг (данные из доклада Университета Ноттингема). И чем ниже у британцев финграмотность, тем меньше вероятность, что они начнут что-то делать для ее повышения. Стоит ли удивляться, что менее грамотным людям кредиты достаются по большим ставкам (потребительские в Британии — на 9 п. п., по ставке 23% против 14%), и они чаще допускают дефолт по своему долгу?
При рефинансировании ипотеки более грамотным кредиты достаются по ставке на 0,5–1% ниже, тогда как неграмотные переплачивают $50–100 млрд в год (данные Джона Кэмпбела из Гарварда). Аналогичная ситуация с кредитными картами. Менее грамотные обладатели карт платят в среднем на 50% больше различных взносов. В результате на 29% наименее финграмотных владельцев карт приходится 42% получаемых банками взносов.
Около четверти американцев в последние годы пользовались кредитами по сверхвысоким ставкам, показали Лусарди и Карло Шересберг. Разумеется, большинство заемщиков — люди с крайне низкой финграмотностью.
Не стоит ожидать, что овладение финграмотностью приведет к немедленным успехам.
Финансовое образование оказывает очень слабое влияние на экономическое поведение домохозяйств. Не страдающие отсутствием финграмотности профессионалы, руководящие инвестфондами, показывают результаты не лучше менее искушенных инвесторов. В целом финансово грамотные инвесторы лучше находят время для входа на рынок, им чаще удается выходить из акций до наступления обвала, но этот эффект, увы, статистически крайне мал, доказывают итальянские экономисты Луиджи Гвизо и Элиана Вивиано.
Зачастую не выдерживают критики сами программы обучения финграмоте, но плохое образование не аргумент в пользу того, что оно не нужно вообще. Как выясняется, финансовая грамотность помогает только людям с развитыми навыками самоконтроля — иначе она не воплощается в разумное поведение.
Для начала попробуйте ответить на три простеньких вопроса - элементарный тест на финансовую грамотность.
1. Предположим, у вас на депозите под 2% годовых лежат $100. Сколько денег будет на счете через пять лет? A) больше $102, B) $102, C) меньше $102.
2. Ваши деньги лежат на депозите со ставкой 1% годовых, а ежегодная инфляция составляет 2%. Через год, cняв деньги со счета, вы сможете купить: a) больше, b) столько же, c) меньше, чем могли бы купить на эти деньги сегодня?
3. «Покупка акций одной компании обычно обеспечивает более надежный (менее рискованный) доход в сравнении с покупкой паев ПИФа». Это утверждение: a) истинно, b) ложно.
Люди, давшие правильные ответы на эти вопросы, задававшиеся Аннамарией Лусарди (Дартмутский колледж), Оливией Митчелл (Уортонская школа Университета Пенсильвании) и их коллегами жителям 14 стран мира, — глобальное меньшинство (недавно работу Лусарди и Митчелл опубликовал Journal of Economic Literature). Правильные ответы дали 30% американцев, 21% шведов, 25% итальянцев, 27% японцев, 31% французов. Только в Германии (53%) и Швейцарии (50%) финансово грамотные люди не в меньшинстве. Но самые поразительные результаты были получены в России, где на все вопросы правильно ответили только 4%. Россиян, не сумевших справиться ни с одним вопросом, оказалось 28%. В других странах таких неудачников было по 10–11%.
Исследователи исходили из того, что пользователям современных финансовых продуктов надо:
1) уметь производить вычисления, связанные с процентными ставками,
2) понимать инфляцию,
3) иметь представление о рисках и их диверсификации.
Финансовая безграмотность — крайне опасная вещь.
Сейчас почти у каждого есть возможность стать инвестором. Инвестиционные продукты становятся все доступнее, чего не скажешь о знаниях, необходимых для их использования. И если бы только инвестиционные! Потребительские кредиты, кредитные карты, ипотека... Практически всем приходится заниматься личным финансовым планированием, принимать кредитные и инвестиционные (включая пенсионное накопление) решения.
Хуже всего с финграмотностью у женщин, бедных и старшего поколения.
Так, среди американцев старше 50 лет на 1–2-й вопросы правильно ответила лишь половина респондентов, а на третий — треть. С возрастом растет и разрыв между низким уровнем знаний и растущей уверенностью в своей компетентности. Мужчины отвечают на вопросы лучше женщин, но первые более самоуверенны, а вторые лучше осознают границы своего знания. Поэтому в ближайшие десятилетия целевая аудитория для провайдеров финграмотности — это женщины. Процесс уже идет. В США женщины в среднем переживают своих супругов на 9 лет; оставаясь вдовами и сталкиваясь с необходимостью принимать финансовые решения, они серьезно подтягивают финграмотность, показывает одно из исследований ФРС.
С более сложными финансовыми концептами совсем плохо. Только 21% американцев понимает, что цена и доходность облигаций связаны обратной зависимостью. Не даются людям сложные проценты. В одном из исследований Лусарди и Питер Туфано из Гарвардской школы бизнеса диагностировали знание о них в форме, почти не требовавшей вычислений: «Предположим, на вашей кредитной карте лежит $1000. Долг не погашается, ставка составляет 20% годовых. Через сколько лет сумма долга удвоится: a) через 2 года, b) менее чем через 5 лет, c) через 5–10 лет, d) более чем через 10 лет». Правильно ответили 36% (надеюсь, можно не говорить, какой ответ правилен).
Итак, почти две трети американцев просто не понимают условий, на которых они берут кредиты. Единицы способны рассчитать, какой кредит дешевле, и оценить, как меняется ценность денег во времени. Вот еще одна задачка из работы Лусарди и Туфано: «Вы покупаете товар за $1000. Есть две опции его оплаты: a) на протяжении 12 месяцев платить по $100 в месяц, b) занять $1000 на год под 20% годовых с единовременной выплатой $1200 год спустя. Какое предложение лучше: a) первое, b) второе, c) они одинаковы». Первый вариант выбрали 40% респондентов, 39% сочли возможности эквивалентными, и только 7% выбрали лучший вариант (b). Остальные затруднились. Люди систематически недооценивают величину процентной ставки, когда кредит представлен им в форме потока платежей. В случае b номинальная ставка по кредиту составляет 20% годовых, а в случае a — 35% (эффективная — 41,2%). Есть и альтернативное объяснение. Возможно, кто-то выбрал бы вариант a, даже сознавая, что процентная ставка в этом случае почти вдвое выше. Это те, кто не умеет сберегать средства и доплачивает кредиторам за внешнее управление своим финансовым поведением.
Из-за безграмотности миллионы людей принимают разорительные для себя решения.
Одни берут слишком большие кредиты, другие — кредиты по грабительским ставкам, третьи доверяют деньги или имущество заведомым мошенникам. В США число жалоб на финансовое мошенничество растет: за 2007–2011 годы на 62%, до 1,5 млн.
Поэтому владение финансовыми знаниями можно измерить в деньгах. Обучение финграмоте людей с низким уровнем образования способно, как оценили Лусарди, Митчелл и Пьер-Карл Мишо в другой работе, увеличить их благосостояние на 82%, а выпускников колледжей — на 56%. Это означает, что малообразованные люди теряют из-за безграмотных финансовых решений 45% своего богатства, а более образованные — 36%. Разница не слишком велика — она показывает, что преподавание экономики и финансов в средних школах не очень помогает.
По идее, возможность повысить благосостояние, овладев финграмотой, должна стимулировать мощный глобальный спрос на образование. Но его нет. Проблема в том, что люди неадекватно оценивают свои знания. 70% американцев оценили собственную финграмотность как среднюю или высокую, хотя больше 2/3 не смогли дать правильные ответы на вопросы для 14–16-летних детей. Жители Германии и Нидерландов тоже преувеличивают свои знания.
Как объяснить феноменально низкий уровень финграмотности в России?
Очевидный фактор — наследие социализма. Неудивительно, что сразу после его краха люди бросились в объятия пирамид. Вторая причина — государство. Чем больше госпенсии, тем ниже мотивация граждан к самостоятельному накоплению богатства и, соответственно, овладению финграмотой. А на фоне других стран СНГ пенсии в России высокие.
Польза от овладения финграмотой огромна. Исследования доказывают, что среди более грамотных сильнее распространено финансовое планирование, включая пенсионное. Более образованные чилийцы выбирают пенсионные счета, за использование которых приходится платить меньше взносов управляющим. Китайские крестьяне, которым рассказали о сложных процентах, с большей вероятностью отнесут часть зарплаты на накопительные пенсионные счета.
Финансовые знания помогают избегать лишних потерь. Так, в Германии во время нынешнего финансового кризиса неискушенные инвесторы чаще давали своим управляющим команду «продавать», фиксируя тем самым свои потери. Более опытные успешно пережидали спад, говорится в докладе ECB.
В США даже при принятии жизненно важного решения — рефинансировании ипотеки — заемщики допускают ужасающие ошибки в выборе времени рефинансирования, расчете процентной ставки и т. д., показали экономисты Чикагского ФРБ. Во время кризиса выяснилось, что многие британские обладатели ипотеки не подозревают, по каким ставкам они выплачивают долг (данные из доклада Университета Ноттингема). И чем ниже у британцев финграмотность, тем меньше вероятность, что они начнут что-то делать для ее повышения. Стоит ли удивляться, что менее грамотным людям кредиты достаются по большим ставкам (потребительские в Британии — на 9 п. п., по ставке 23% против 14%), и они чаще допускают дефолт по своему долгу?
При рефинансировании ипотеки более грамотным кредиты достаются по ставке на 0,5–1% ниже, тогда как неграмотные переплачивают $50–100 млрд в год (данные Джона Кэмпбела из Гарварда). Аналогичная ситуация с кредитными картами. Менее грамотные обладатели карт платят в среднем на 50% больше различных взносов. В результате на 29% наименее финграмотных владельцев карт приходится 42% получаемых банками взносов.
Около четверти американцев в последние годы пользовались кредитами по сверхвысоким ставкам, показали Лусарди и Карло Шересберг. Разумеется, большинство заемщиков — люди с крайне низкой финграмотностью.
Не стоит ожидать, что овладение финграмотностью приведет к немедленным успехам.
Финансовое образование оказывает очень слабое влияние на экономическое поведение домохозяйств. Не страдающие отсутствием финграмотности профессионалы, руководящие инвестфондами, показывают результаты не лучше менее искушенных инвесторов. В целом финансово грамотные инвесторы лучше находят время для входа на рынок, им чаще удается выходить из акций до наступления обвала, но этот эффект, увы, статистически крайне мал, доказывают итальянские экономисты Луиджи Гвизо и Элиана Вивиано.
Зачастую не выдерживают критики сами программы обучения финграмоте, но плохое образование не аргумент в пользу того, что оно не нужно вообще. Как выясняется, финансовая грамотность помогает только людям с развитыми навыками самоконтроля — иначе она не воплощается в разумное поведение.
А вот правильные ответы на вопросы, приведенные в начале статьи: 1a, 2c, 3b. Вы в меньшинстве?