Задолженность перед государством растет почти на 30% в год и уже достигла 3,8 трлн руб., подсчитала Счетная палата. Большая часть этой суммы — авансы: деньги потрачены, а результата нет.
Неоплатный долг
О проблеме сообщила глава Счетной палаты Татьяна Голикова на встрече с президентом Владимиром Путиным. По ее словам, «рост дебиторской задолженности превышает разумные пределы». «У нас расходы бюджета год от года не растут такими темпами», — отметила она (цитата по kremlin.ru).
Ежегодно дебиторская задолженность прирастает на 28,7%, на текущий момент она составляет 3,8 трлн руб., по информации Счетной палаты. Из них на недополученные доходы приходится только 1,1 трлн, в том числе 750 млрд — задолженность по штрафам за неисполнение валютного законодательства.
«Остальное приходится на расходы. Но дело в том, что она [задолженность] все время прирастает, то есть процесс превратился уже в бесконечный», — сказала Голикова. По ее словам, большая часть этих денег (95,6%) была выделена в виде авансов, но взамен государство не получило ни работы, ни строительных объектов, ни оборудования.
Как следует из проекта Основных направлений бюджетной политики на 2016 и плановый период 2017–2018 годов, размеры авансов достигают 80–100% контрактов. В 2014 году задолженность по авансовым платежам составила 2,6 трлн руб. Каждый год эта часть дебиторской задолженности прирастает на 600 млрд руб., оценила Голикова.
В результате, по словам главы Счетной палаты, ситуация складывается таким образом: «Авансы не отрабатываются, даются новые деньги. И вот так эта цепочка движется и движется, но взамен объекты мы не получаем, а получаем требования на удорожание стоимости строительства».
В чем проблема
В материалах Счетной палаты (есть у РБК) упоминаются ведомства — лидеры по росту дебиторской задолженности по расходам за 2014 год: Росморречфлот (рост в 4,8 раза, до 25,6 млрд руб.), Минтранс (рост почти в три раза, до 15,4 млрд) и Росжелдор (рост в 2,7 раза, до 39,1 млрд руб. на 1 января 2015 года).
Объяснения всегда разные: подведомственные Росморречфлоту организации поздно заключали госконтракты, Минтранс не следил за своевременным получением подведомственной Ространсмодернизацией положительных заключений Главгосэкспертизы, а задолженность Росжелдора образовалась из средств неиспользованной субсидии на 30 млрд руб. на капремонт инфраструктуры, следует из материалов аудиторов.
Другая проблема — «существенный рост» объемов незавершенного строительства: на 20% — по Росморречфлоту, на 37,8% — по Минздраву, на 23% — по Минобрнауки. Только по трем этим ведомствам итоговая сумма превысила 168 млрд руб. При этом, например, у Министерства культуры вообще отсутствует информация о количестве объектов незавершенного строительства, указывается в материалах Счетной палаты.
У одного Росавтодора на 1 января 2015 года было 46 незавершенных строек на 109,8 млрд руб., работы по которым были начаты в 2009 году и ранее, говорится в документах. Из них 20 объектов были начаты в 1990–2000 годах, а по 66 объектам ввод в эксплуатацию сдвигался на 1–7 лет. Пример — участок петербургской кольцевой автодороги на участке от Приозерского шоссе до автомобильной дороги «Россия»: он должен был открыться еще в 2008 году.
Представитель Росавтодора говорит, что 66 объектов было введено в эксплуатацию до 2015 года, но числилось в объеме незавершенного строительства, потому что не по всем из них была завершена процедура регистрации. По его словам, на сегодня уже зарегистрирован 21 такой объект, остальные проходят процедуру регистрации, в том числе те, которые указаны в материалах аудиторов.
Использование бюджетных средств в цифрах
3,8 трлн руб. составляет дебиторская задолженность перед бюджетом на текущий момент
На 28,7% ежегодно увеличивается дебиторская задолженность
39 млрд руб. – на такую сумму Счетная палата выявила нарушения при госзакупках за 2014 год в ходе выборочной проверки только министерств и ведомств
208,6 млрд руб., выделенных в порядке финансирования бюджетных учреждений на основе государственного задания, не использовано по итогам прошлого года
На 48% вырос объем таких неиспользованных средств относительно предыдущего года
До 90 млрд руб., более чем на 31 млрд руб., выросла задолженность по исполнительскому сбору службы судебных приставов за 2014 год относительно 2013 года
Объемы незавершенного строительства по отдельным ведомствам, млрд руб.
Росавтодор – 110
Федеральное агентство морского и речного транспорта – 69
Министерство здравоохранения – 59
Минобрнауки – 40,5
Источник: Счетная палата
Как будут разбираться
Президент поручил Счетной палате совместно с другими ведомствами выработать механизмы решения проблемы дебиторской задолженности, сказал РБК пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. «Это нужно сделать во взаимодействии с Минфином и другими ведомствами», — добавил он.
В Минфине не ответили на дополнительные вопросы РБК. Но в проект Основных направлений бюджетной политики, в целом одобренных правительством, министерство включило предложения, как решить вопрос. Например, Минфин хочет сократить число капитальных строек, которые попадают в Федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП) без утверждения нужных бумаг, и ужесточить сроки разработки этих документов.
Другая идея министерства — давать федеральные субсидии регионам лишь тогда, когда те строят объекты недвижимости, нужные для работы федеральных объектов. Комплексная субсидия на софинансирование объектов в собственности регионов и муниципалитетов будет выделяться без включения этих объектов в ФАИП.
Наконец, пишет Минфин, нужен механизм возврата целевых взносов в бюджет «в случае недостижения показателей эффективности реализации инвестпроекта». А авансирование контрактов делать только в тех случаях, когда «когда аванс снижает издержки заказчика и поставщика по исполнению контракта». А с 2017 года «в целях снижения рисков утраты денежных средств» предлагается на постоянной основе ввести сопровождение контрактов в Федеральном казначействе.
Проблема с дебиторской задолженностью — лишь верхушка айсберга, говорит профессор департамента финансов НИУ ВШЭ Иван Родионов. «Большинство бюджетных заказов оплачивается после сентября. Совершенно непонятно, как предприятиям жить до этого времени», — сетует он.
Источник
Неоплатный долг
О проблеме сообщила глава Счетной палаты Татьяна Голикова на встрече с президентом Владимиром Путиным. По ее словам, «рост дебиторской задолженности превышает разумные пределы». «У нас расходы бюджета год от года не растут такими темпами», — отметила она (цитата по kremlin.ru).
Ежегодно дебиторская задолженность прирастает на 28,7%, на текущий момент она составляет 3,8 трлн руб., по информации Счетной палаты. Из них на недополученные доходы приходится только 1,1 трлн, в том числе 750 млрд — задолженность по штрафам за неисполнение валютного законодательства.
«Остальное приходится на расходы. Но дело в том, что она [задолженность] все время прирастает, то есть процесс превратился уже в бесконечный», — сказала Голикова. По ее словам, большая часть этих денег (95,6%) была выделена в виде авансов, но взамен государство не получило ни работы, ни строительных объектов, ни оборудования.
Как следует из проекта Основных направлений бюджетной политики на 2016 и плановый период 2017–2018 годов, размеры авансов достигают 80–100% контрактов. В 2014 году задолженность по авансовым платежам составила 2,6 трлн руб. Каждый год эта часть дебиторской задолженности прирастает на 600 млрд руб., оценила Голикова.
В результате, по словам главы Счетной палаты, ситуация складывается таким образом: «Авансы не отрабатываются, даются новые деньги. И вот так эта цепочка движется и движется, но взамен объекты мы не получаем, а получаем требования на удорожание стоимости строительства».
В чем проблема
В материалах Счетной палаты (есть у РБК) упоминаются ведомства — лидеры по росту дебиторской задолженности по расходам за 2014 год: Росморречфлот (рост в 4,8 раза, до 25,6 млрд руб.), Минтранс (рост почти в три раза, до 15,4 млрд) и Росжелдор (рост в 2,7 раза, до 39,1 млрд руб. на 1 января 2015 года).
Объяснения всегда разные: подведомственные Росморречфлоту организации поздно заключали госконтракты, Минтранс не следил за своевременным получением подведомственной Ространсмодернизацией положительных заключений Главгосэкспертизы, а задолженность Росжелдора образовалась из средств неиспользованной субсидии на 30 млрд руб. на капремонт инфраструктуры, следует из материалов аудиторов.
Другая проблема — «существенный рост» объемов незавершенного строительства: на 20% — по Росморречфлоту, на 37,8% — по Минздраву, на 23% — по Минобрнауки. Только по трем этим ведомствам итоговая сумма превысила 168 млрд руб. При этом, например, у Министерства культуры вообще отсутствует информация о количестве объектов незавершенного строительства, указывается в материалах Счетной палаты.
У одного Росавтодора на 1 января 2015 года было 46 незавершенных строек на 109,8 млрд руб., работы по которым были начаты в 2009 году и ранее, говорится в документах. Из них 20 объектов были начаты в 1990–2000 годах, а по 66 объектам ввод в эксплуатацию сдвигался на 1–7 лет. Пример — участок петербургской кольцевой автодороги на участке от Приозерского шоссе до автомобильной дороги «Россия»: он должен был открыться еще в 2008 году.
Представитель Росавтодора говорит, что 66 объектов было введено в эксплуатацию до 2015 года, но числилось в объеме незавершенного строительства, потому что не по всем из них была завершена процедура регистрации. По его словам, на сегодня уже зарегистрирован 21 такой объект, остальные проходят процедуру регистрации, в том числе те, которые указаны в материалах аудиторов.
Использование бюджетных средств в цифрах
3,8 трлн руб. составляет дебиторская задолженность перед бюджетом на текущий момент
На 28,7% ежегодно увеличивается дебиторская задолженность
39 млрд руб. – на такую сумму Счетная палата выявила нарушения при госзакупках за 2014 год в ходе выборочной проверки только министерств и ведомств
208,6 млрд руб., выделенных в порядке финансирования бюджетных учреждений на основе государственного задания, не использовано по итогам прошлого года
На 48% вырос объем таких неиспользованных средств относительно предыдущего года
До 90 млрд руб., более чем на 31 млрд руб., выросла задолженность по исполнительскому сбору службы судебных приставов за 2014 год относительно 2013 года
Объемы незавершенного строительства по отдельным ведомствам, млрд руб.
Росавтодор – 110
Федеральное агентство морского и речного транспорта – 69
Министерство здравоохранения – 59
Минобрнауки – 40,5
Источник: Счетная палата
Как будут разбираться
Президент поручил Счетной палате совместно с другими ведомствами выработать механизмы решения проблемы дебиторской задолженности, сказал РБК пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. «Это нужно сделать во взаимодействии с Минфином и другими ведомствами», — добавил он.
В Минфине не ответили на дополнительные вопросы РБК. Но в проект Основных направлений бюджетной политики, в целом одобренных правительством, министерство включило предложения, как решить вопрос. Например, Минфин хочет сократить число капитальных строек, которые попадают в Федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП) без утверждения нужных бумаг, и ужесточить сроки разработки этих документов.
Другая идея министерства — давать федеральные субсидии регионам лишь тогда, когда те строят объекты недвижимости, нужные для работы федеральных объектов. Комплексная субсидия на софинансирование объектов в собственности регионов и муниципалитетов будет выделяться без включения этих объектов в ФАИП.
Наконец, пишет Минфин, нужен механизм возврата целевых взносов в бюджет «в случае недостижения показателей эффективности реализации инвестпроекта». А авансирование контрактов делать только в тех случаях, когда «когда аванс снижает издержки заказчика и поставщика по исполнению контракта». А с 2017 года «в целях снижения рисков утраты денежных средств» предлагается на постоянной основе ввести сопровождение контрактов в Федеральном казначействе.
Проблема с дебиторской задолженностью — лишь верхушка айсберга, говорит профессор департамента финансов НИУ ВШЭ Иван Родионов. «Большинство бюджетных заказов оплачивается после сентября. Совершенно непонятно, как предприятиям жить до этого времени», — сетует он.
Источник