В Озерах уже строят транспорт будущего
В подмосковном городе Озеры вскоре появится принципиально новый вид транспорта, аналогов которому нет пока нигде в мире, - струнная транспортная система
В двух с половиной часах езды от Москвы инженер и изобретатель Анатолий Юницкий получил возможность внедрить в жизнь свой проект, который, возможно, перевернет наше представление о том, какими должны быть российские дороги. Впрочем, назвать это диковинное сооружение дорогой язык не поворачивается. Из канатной дороги Юницкий «вытянул» высокопрочный канат, позаимствовал рельс и металлическое колесо у железной дороги, из обычного автомобиля «пересел» в пассажирский модуль, добился скорости движения и аэродинамики даже лучше, чем у самолета.
- Самое главное - никакой технической и научной экзотики, - делится Анатолий Эдуардович. - Здесь нет магнитных подвесов, сверхпроводимости и прочих сложных штучек. Система основана на хорошо опробованных материалах, технологиях и технических решениях.
Еще 13 лет назад его идеи поддержала «Комсомолка» Поначалу никому не известный инженер родом из Белоруссии замахнулся аж на космические дали. В 1982 году в популярных тогда журналах «Изобретатель и рационализатор» и «Техника - молодежи» Юницкий предложил дерзкую идею общепланетного транспортного средства для неракетного освоения ближнего космоса. А в 1988 году его идеи поддержала «Комсомольская правда».
Признаюсь, этот проект и спустя двадцать лет похож на сказку, что уж говорить о прошлых временах. Чего только не натерпелся тогда из-за своей упертости молодой ученый! Злобные оппоненты называли его параноиком, телепатом, даже немецким шпионом. Жаркие научные споры закончились тем, что от изобретателя ушла жена. Пришлось Юницкому спуститься с орбиты на землю...
Пой, дорожная струна...
Вместо межпланетного пространства он принялся осваивать непроходимые российские просторы. Десять лет учил свою систему передвигаться одновременно и по воздуху, и по суше, преодолевая любые препятствия. От этой диковинки аж дух захватывает! Представьте, на поддерживающих опорах на двадцатиметровой высоте растянуты специальные токонесущие рельсы-струны. По этим высокопрочным стальным путям движутся четырехколесные электромобили. Для них проще простого выжать 350 километров в час. Причем это не предел: прокатиться по струнам можно будет со скоростью самолета 500 - 600 километров в час! Не верится?
- Между прочим, по своей аэродинамике эти модули лучше спортивных авто в два-три раза, - объясняет Анатолий Эдуардович.- В отличие от высокоскоростных железных дорог струнная система не принесет серьезного вреда природе.
Оказывается, под мчащимися вдаль электромобилями можно смело пасти домашнюю скотину, собирать грибы или урожай с личного огорода. Внутри модуля пассажирам - их умещается до двадцати пяти человек - уготован сервис высочайшего класса. Экипажи СТС, по габаритам близкие к микроавтобусу, герметичны, будут оснащены системой вакуумных или химических туалетов. Каждый экипаж будет снабжен системой кондиционирования воздуха, мягкими креслами и целым набором дополнительных услуг. К примеру, многоканальное музыкальное и телевизионное вещание, междугородная телефонная связь, специальные услуги для бизнесменов, пассажиров с детьми и инвалидов.
По своим характеристикам струнная транспортная система едва ли не самая безопасная и живучая из всех средств передвижения.
Струнам не страшны ни снег, ни слякоть
- А кто будет управлять экипажем? Водитель? Нет, наверное, машинист. Ну не робот же! - теряюсь я в догадках.
- Системой будет управлять электроника, - огорошил меня Анатолий Эдуардович. - К примеру, за последние двадцать лет высокоскоростные железные дороги Японии перевезли свыше пяти миллиардов человек, и ни один из них не погиб. А для успокоения пассажиров поначалу в кабины поездов усаживали муляжи машинистов...
Вдобавок ко всему струнам не страшны перепады температур, порывы ветра, землетрясения, потопы и теракты. Злобных террористов засечет электронная система безопасности. Каждая опора соединяется с путевыми струнами через специальный отстегивающийся механизм подобно хвосту у ящерицы. Упавший «хвост» лишь увеличит пролет вдвое, а путь останется непрерывным. Модули приспособлены не только для перевозки пассажиров. Струнная система легко справится с вывозом мусора за пределы мегаполисов, доставкой руды из карьеров, транспортировкой угля или нефти и даже поставками природной питьевой воды.
Испытания начнутся в мае
А от воды жителям Озерского района просто некуда деться. Куда ни кинь, всюду озера - Песочное, Долгое, Нижнее, Щучье, штук сорок больших и маленьких наберется. В окрестных деревеньках каждый год со страхом ждут весеннего половодья. В такую пору от единственного на всю округу разводного моста никакой пользы. В администрации Озерского района одна надежда - на хитрые струны Юницкого.
- Да, такие мы рисковые, - рубанул сплеча заместитель главы районной администрации Николай Дворник. - Но мы видим в этом проекте перспективу экономического развития района. Почти тридцать процентов озерских жителей подались на заработки в Москву. Куда это годится! А струнная система - это и налоги, и дополнительные рабочие места, и решение транспортных проблем. Между прочим, наши жители уже сейчас стараются попасть в списки специалистов для СТС. Глава города Озеры Владислав Сащихин выделил под строительство испытательного полигона специальный участок. Живописное место граничит с поймой реки Оки, над которой протянется один пролет струнной системы. Уже к маю строители планируют запустить опытные 100 метров трассы в натуральную величину. Здесь испытатели прогонят весь цикл движения в ускоренном режиме и с различными нагрузками. Через три месяца начнется строительство первого километра трассы с модулями. К началу будущего года струнная трасса раскинется на десять километров. Финансировать смелый проект взялся некий российский бизнесмен. По предварительной оценке, в каждый километр струнной системы придется вложить до миллиона долларов.
СРАВНИТЕ И СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД! Высокоскоростные железные дороги (ВСМ) (около 3100 км ВСМ уже построено в Европе) максимальная скорость движения - 400 км/ч, эксплуатационная скорость - 180 - 200 км/ч), воздействие на окружающую среду более сильное, чем у обычных железных дорог, ВСМ требует шумозащитных экранов, специальных ограждений для исключения выхода на путь крупных домашних и диких животных, так как столкновение с ними может привести к сходу поезда с пути. Насыпь ВСМ становится непреодолимым препятствием для диких животных, поверхностных и грунтовых вод. Струнная транспортная система (СТС) (строительство первого в мире участка начато в Озерах) скорость - 300 - 600 км/час, не потребует сооружения насыпей, выемок, строительства тоннелей, мощных эстакад, путепроводов и виадуков, экологически безопаснее, чем троллейбус и электромобиль, выброс вредных веществ не более 10 граммов на 100 пассажиро-километров, на высокоскоростное перемещение до 300 км/час потребует в 5 - 10 раз меньше энергозатрат, чем современный легковой автомобиль, - в пересчете на бензин до 0,5 литра на 100 пассажиро-километров.