Уже в 2018 году бизнес сможет в порядке эксперимента использовать новые компьютерно-кассовые системы, программные и программно-технические комплексы, позволяющие проводить расчеты за товары и услуги. Соответствующий проект постановления правительства разработали в Минфине.
Тем самым министерство хочет расширить перечень имеющихся моделей и функций РРО, демонополизировать этот рынок и упростить условия для использования кассовых аппаратов. В том числе сократить затраты на их приобретение.
Как известно, многочисленные попытки государства заставить бизнес, особенно мелкий, работать «через кассу» вызывали резкий протест предпринимателей, для которых покупка и обслуживание традиционного РРО экономически невыгодна.
По данным ГФС, количество зарегистрированных кассовых аппаратов постепенно растет. За прошлый год — на 20 тыс. штук (на 7,5%). Всего в Украине к началу 2018 года было зарегистрировано 286 тыс. РРО. Однако даже такой небольшой прирост в 2017 году обеспечил увеличение выручки, проведенной через кассу, на 18%, а суммы штрафов — сразу на 25% (до 387 млн грн).
Поэтому государство ищет любые способы заставить бизнес проводить все расчеты с конечными потребителями через кассу.
Суть эксперимента
Как только пилотный проект будет одобрен, производители или продавцы инновационных разработок смогут предлагать свои аппараты и программное обеспечение для включения их в специальный перечень. Этот перечень утверждает Минфин, а отбирает и предлагает ему образцы Межведомственная рабочая группа, куда могут входить и представители бизнес-ассоциаций.
Отобранные для эксперимента системы ГФС в течение трех дней будет обязана зарегистрировать в госреестре «обычных» РРО, разрешенных к использованию. Пополняться реестр будет вплоть до 1 апреля 2019 г. Чтобы до конца следующего года успеть проверить все новинки на способность к выполнению фискальных функций.
В итоге предполагается отобрать наиболее подходящие системы регистрации расчетов, чтобы окончательно зафиксировать их в действующем реестре. Для этого Минфин обнародует окончательный перечень новых РРО, допустимых к эксплуатации. А ГФС, в свою очередь, вычеркнет из реестра касс все, что Минфин забраковал.
Чтобы бизнес знал, что можно покупать, Минфин и ГФС ежемесячно будут отчитываться на своих сайтах о ходе эксперимента.
Что могут предложить
В проекте постановления речь идет о технологических решениях, которые могут регистрировать расчетные операции в сфере торговли (в том числе через интернет), общепита, купли-продажи валюты, всевозможных автоматов по продаже товаров и услуг, приему и переводу наличности, оплаты проезда и т.п. Здесь главное — эффект новизны, то есть решения, которые еще не применяются в Украине для фискализации расчетов.
Они должны отвечать требованиям, предъявляемым к традиционным кассовым аппаратам:
обеспечивать проведение расчетной операции и передавать отчеты о ней в систему учета данных ГФС в режиме реального времени;
распечатывать чеки и другие расчетные документы;
хранить информацию с описью товаров и прочих данных, на основе которых формируются отчеты РРО;
обеспечивать применение электронной цифровой подписи и защиту информации от подмены или модификации.
Поэтому в системе обязательно должны быть запоминающие устройства, процессор, модуль безопасности и часы-календарь с отдельным элементом питания.
То есть фактически такие функции сможет выполнять любой компьютер или аналогичное устройство (например, смартфон). В таком случае будет идти речь лишь об установке соответствующего ПО.
«Вопрос, какова стоимость этого компьютера, программного обеспечения, каким образом будет осуществляться защита информации от фальсификации. Понятно, что от надежности этой системы зависит полнота уплаты налогов в бюджет, поэтому в этом вопросе должно быть 100% гарантия», — отметил UBR.ua эксперт Офиса эффективного регулирования (BRDO) Мирослав Лаба.
Возможно, кто-то предложит комплексное решение, где будут реализованы все необходимые для бизнеса функции: учет, отчетность, интернет-банк, мини-бухгалтерия и тд.
По словам эксперта, сейчас РРО требует технического и информационного обслуживания, опломбирования, условий для установки и т.п. Все это стоит денег, а потому конечная цель — найти решение, которое, с одной стороны, позволит выполнять требования закона по фискализации наличных расчетов, а с другой — будет лучше действующих кассовых аппаратов по удобству использования, цене или функционалу.
По словам директора департамента региональной сети ООО «Электрум пеймент систем» (Electrum) Игоря Дядюры, поскольку пока постановления еще нет, нет и межведомственной комиссии, тем более нет даже предварительных перечней РРО. Потому было бы неправильно прогнозировать, какие модели будут в этом списке.
«Я бы не взялся даже прогнозировать, захотят ли производители и поставщики (из тех, что не входят в «тесный дружеский круг») участвовать в этом пилоте», — заметил Дядюра.
По словам эксперта, хотелось бы, чтобы в пилот были включены как чисто программные варианты реализации регистраторов (одним из вариантов которого является так называемая «чешская модель»), так и украинские разработки, которые активно пиарили в прошлом году руководители Минфина и ГФС (так называемая «флешка»).
Напомним, речь идет об опыте Чехии, где в момент оплаты каждый кассовый чек будет записываться через интернет в центральное хранилище данных финуправления Чехии, которое будет тут же возвращать уникальный код чека продавцу. То есть происходит онлайн авторизация всех продаж. В частности, для этого могут использоваться технологии GPRS/Wi-Fi/3-4G/Blockchain.
О втором варианте недавно говорил директор департамента развития предпринимательства и регуляторной политики Минэкономразвития Денис Гутенко. Имеется в виду проект госпредприятия «Укрэлекон», где как РРО используется телефон с флешкой. Есть идеи, чтобы РРО были вообще без флешки, только программный продукт в смартфоне, и это будет фискализированная операция.
Впрочем, учитывая, как сформулированы требования (встроенная память, печать, часы-календарь и остальные), есть опасения: какое именно выполнение будет требовать комиссия: в составе единого комплекса или в каждом отдельном экземпляре РРО, аппаратное или программное.
Это в конечном итоге будет также влиять на стоимость готового решения.
*Проблемы покупки
Эксперты сейчас затрудняются сказать, в какие суммы обойдется покупка новых систем РРО. В то же время, по словам экспертов, рыночная стоимость «флешки» составляет примерно 1 тыс. грн. Программные варианты могут быть еще дешевле.
«Это значительно меньше, чем нынешние 12-15 тыс. грн за новые, а не бывшие в эксплуатации РРО. Думаю, что надо дождаться первых результатов работы комиссии», — рассказал Игорь Дядюра.
Все зависит от того, какие требования выставит государство. Как отмечает Мирослав Лаба, завтра, например, государство решит внедрить электронные акцизные марки и будет нужен новый РРО, который не только зафиксирует факт продажи алкогольной продукции, но и сможет проверить легитимность номера акцизной марки и сделать отметку о ее погашении (продаже).
«Думаю, что цены могут быть разными, рынок отбросит лишнее и профинансирует полезное», — говорит Лаба.
Однако есть риск, что любые деньги, потраченные на покупку экспериментальной системы, окажутся выброшенными на ветер. Дело в том, что порядок проведения пилотного эксперимента выписан так, что пользователи новых РРО должны будут сначала их купить, а потом рискуют потерять эти деньги, если ГФС признает конкретную модель РРО неподходящей и вычеркнет ее из списка разрешенных.
Кроме того, обещанные полгода тому назад изменения в процедуру регистрации РРО (изменения в приказ Минфина №547) пока так и не воплотились в жизнь.
В результате владельцам касс приходится по-прежнему возить в налоговую массу копий документов и проходить восьмиэтапную процедуру, а также подклеивать чеки в бумажные книги.
Впрочем, как отмечает Мирослав Лаба, риск потерять право использования экспериментального РРО следует расценивать как сигнал для IT-компаний, которые могут предложить программные решения для установки на обычный смартфон или планшет.
«Каждое из предложенных решений нового РРО будет совмещать его разработчиков и целевую группу — пользователей этих РРО. Например, это могут быть решения для интернет-торговли, таксистов, гостиничных комплексов или иного вида бизнеса со своей спецификой», — резюмировал эксперт.
По материалам УБР
Тем самым министерство хочет расширить перечень имеющихся моделей и функций РРО, демонополизировать этот рынок и упростить условия для использования кассовых аппаратов. В том числе сократить затраты на их приобретение.
Как известно, многочисленные попытки государства заставить бизнес, особенно мелкий, работать «через кассу» вызывали резкий протест предпринимателей, для которых покупка и обслуживание традиционного РРО экономически невыгодна.
По данным ГФС, количество зарегистрированных кассовых аппаратов постепенно растет. За прошлый год — на 20 тыс. штук (на 7,5%). Всего в Украине к началу 2018 года было зарегистрировано 286 тыс. РРО. Однако даже такой небольшой прирост в 2017 году обеспечил увеличение выручки, проведенной через кассу, на 18%, а суммы штрафов — сразу на 25% (до 387 млн грн).
Поэтому государство ищет любые способы заставить бизнес проводить все расчеты с конечными потребителями через кассу.
Суть эксперимента
Как только пилотный проект будет одобрен, производители или продавцы инновационных разработок смогут предлагать свои аппараты и программное обеспечение для включения их в специальный перечень. Этот перечень утверждает Минфин, а отбирает и предлагает ему образцы Межведомственная рабочая группа, куда могут входить и представители бизнес-ассоциаций.
Отобранные для эксперимента системы ГФС в течение трех дней будет обязана зарегистрировать в госреестре «обычных» РРО, разрешенных к использованию. Пополняться реестр будет вплоть до 1 апреля 2019 г. Чтобы до конца следующего года успеть проверить все новинки на способность к выполнению фискальных функций.
В итоге предполагается отобрать наиболее подходящие системы регистрации расчетов, чтобы окончательно зафиксировать их в действующем реестре. Для этого Минфин обнародует окончательный перечень новых РРО, допустимых к эксплуатации. А ГФС, в свою очередь, вычеркнет из реестра касс все, что Минфин забраковал.
Чтобы бизнес знал, что можно покупать, Минфин и ГФС ежемесячно будут отчитываться на своих сайтах о ходе эксперимента.
Что могут предложить
В проекте постановления речь идет о технологических решениях, которые могут регистрировать расчетные операции в сфере торговли (в том числе через интернет), общепита, купли-продажи валюты, всевозможных автоматов по продаже товаров и услуг, приему и переводу наличности, оплаты проезда и т.п. Здесь главное — эффект новизны, то есть решения, которые еще не применяются в Украине для фискализации расчетов.
Они должны отвечать требованиям, предъявляемым к традиционным кассовым аппаратам:
обеспечивать проведение расчетной операции и передавать отчеты о ней в систему учета данных ГФС в режиме реального времени;
распечатывать чеки и другие расчетные документы;
хранить информацию с описью товаров и прочих данных, на основе которых формируются отчеты РРО;
обеспечивать применение электронной цифровой подписи и защиту информации от подмены или модификации.
Поэтому в системе обязательно должны быть запоминающие устройства, процессор, модуль безопасности и часы-календарь с отдельным элементом питания.
То есть фактически такие функции сможет выполнять любой компьютер или аналогичное устройство (например, смартфон). В таком случае будет идти речь лишь об установке соответствующего ПО.
«Вопрос, какова стоимость этого компьютера, программного обеспечения, каким образом будет осуществляться защита информации от фальсификации. Понятно, что от надежности этой системы зависит полнота уплаты налогов в бюджет, поэтому в этом вопросе должно быть 100% гарантия», — отметил UBR.ua эксперт Офиса эффективного регулирования (BRDO) Мирослав Лаба.
Возможно, кто-то предложит комплексное решение, где будут реализованы все необходимые для бизнеса функции: учет, отчетность, интернет-банк, мини-бухгалтерия и тд.
По словам эксперта, сейчас РРО требует технического и информационного обслуживания, опломбирования, условий для установки и т.п. Все это стоит денег, а потому конечная цель — найти решение, которое, с одной стороны, позволит выполнять требования закона по фискализации наличных расчетов, а с другой — будет лучше действующих кассовых аппаратов по удобству использования, цене или функционалу.
По словам директора департамента региональной сети ООО «Электрум пеймент систем» (Electrum) Игоря Дядюры, поскольку пока постановления еще нет, нет и межведомственной комиссии, тем более нет даже предварительных перечней РРО. Потому было бы неправильно прогнозировать, какие модели будут в этом списке.
«Я бы не взялся даже прогнозировать, захотят ли производители и поставщики (из тех, что не входят в «тесный дружеский круг») участвовать в этом пилоте», — заметил Дядюра.
По словам эксперта, хотелось бы, чтобы в пилот были включены как чисто программные варианты реализации регистраторов (одним из вариантов которого является так называемая «чешская модель»), так и украинские разработки, которые активно пиарили в прошлом году руководители Минфина и ГФС (так называемая «флешка»).
Напомним, речь идет об опыте Чехии, где в момент оплаты каждый кассовый чек будет записываться через интернет в центральное хранилище данных финуправления Чехии, которое будет тут же возвращать уникальный код чека продавцу. То есть происходит онлайн авторизация всех продаж. В частности, для этого могут использоваться технологии GPRS/Wi-Fi/3-4G/Blockchain.
О втором варианте недавно говорил директор департамента развития предпринимательства и регуляторной политики Минэкономразвития Денис Гутенко. Имеется в виду проект госпредприятия «Укрэлекон», где как РРО используется телефон с флешкой. Есть идеи, чтобы РРО были вообще без флешки, только программный продукт в смартфоне, и это будет фискализированная операция.
Впрочем, учитывая, как сформулированы требования (встроенная память, печать, часы-календарь и остальные), есть опасения: какое именно выполнение будет требовать комиссия: в составе единого комплекса или в каждом отдельном экземпляре РРО, аппаратное или программное.
Это в конечном итоге будет также влиять на стоимость готового решения.
*Проблемы покупки
Эксперты сейчас затрудняются сказать, в какие суммы обойдется покупка новых систем РРО. В то же время, по словам экспертов, рыночная стоимость «флешки» составляет примерно 1 тыс. грн. Программные варианты могут быть еще дешевле.
«Это значительно меньше, чем нынешние 12-15 тыс. грн за новые, а не бывшие в эксплуатации РРО. Думаю, что надо дождаться первых результатов работы комиссии», — рассказал Игорь Дядюра.
Все зависит от того, какие требования выставит государство. Как отмечает Мирослав Лаба, завтра, например, государство решит внедрить электронные акцизные марки и будет нужен новый РРО, который не только зафиксирует факт продажи алкогольной продукции, но и сможет проверить легитимность номера акцизной марки и сделать отметку о ее погашении (продаже).
«Думаю, что цены могут быть разными, рынок отбросит лишнее и профинансирует полезное», — говорит Лаба.
Однако есть риск, что любые деньги, потраченные на покупку экспериментальной системы, окажутся выброшенными на ветер. Дело в том, что порядок проведения пилотного эксперимента выписан так, что пользователи новых РРО должны будут сначала их купить, а потом рискуют потерять эти деньги, если ГФС признает конкретную модель РРО неподходящей и вычеркнет ее из списка разрешенных.
Кроме того, обещанные полгода тому назад изменения в процедуру регистрации РРО (изменения в приказ Минфина №547) пока так и не воплотились в жизнь.
В результате владельцам касс приходится по-прежнему возить в налоговую массу копий документов и проходить восьмиэтапную процедуру, а также подклеивать чеки в бумажные книги.
Впрочем, как отмечает Мирослав Лаба, риск потерять право использования экспериментального РРО следует расценивать как сигнал для IT-компаний, которые могут предложить программные решения для установки на обычный смартфон или планшет.
«Каждое из предложенных решений нового РРО будет совмещать его разработчиков и целевую группу — пользователей этих РРО. Например, это могут быть решения для интернет-торговли, таксистов, гостиничных комплексов или иного вида бизнеса со своей спецификой», — резюмировал эксперт.
По материалам УБР