Gannibal Barka
Специалист
Очередной скандал со стартапами сейчас раскручивается на территории США. Крупнейшие мировые агентства, так, или иначе, осветили саму проблему, но вот в российском сегменте печати такое вряд ли появится. А ведь сама тема скандала не только интересна, но и показательна.
Журналисты издания Bloomberg провели расследование и сорвали покровы тайны с американской стартап-компании Hampton Creek, которая, якобы, смогла разработать технологию производства майонеза, без использования птичьих яиц. Кому нужен такой продукт, под кого выстраивался бизнес-проект? Конечно же, для веганов.
После производства первой промышленной партии майонеза под брендом Just Mayo, основатель стартапа Джошуа Тетрик, в конце 2014 года, в очередной инвестиционный раунд смог привлечь до 90 млн долларов от венчурных фондов, и не откуда нибудь, а из Силиконов Долины. Как у него это получилось? Он смог доказать крупным капиталистам, что спрос на его майонез в гипермаркетах превышает предложение. Вроде бы всё красиво, если бы не одно но. Журналистам попалась информация о том, что стартап Hampton Creek нанимал людей на улице, давал им деньги, и они скупали майонез в гипермаркетах, тем самым создавая ту самую иллюзию повышенного спроса на продукт. Особенно было интересно узнать, что до половины полученных от инвесторов денег как раз и пошли на покупку своего же продукта в магазинах.
До начала расследования, сам глава стартапа Джошуа Тетрик проговорился, что подконтрольная ему компания закупала майонез в магазинах на 77 тысяч долларов. Но делалось это якобы для того, чтобы проверить режим хранения продукта в торговых точках. Но после начала журналистского расследование, ряд подрядчиков продали документацию с информацией о том, что на самом деле, объёмы покупок были куда больше, чем говорил сам Джошуа Тетрик. Ладно бы, если американский стартап выкупал свой майонез в короткий промежуток времени, чтобы привлечь инвесторов. Продукт скупался и весь 2015 год, только вот распоряжения отдавались уже в устной форме, а не по электронной почте. Были опасения, что её взломают, и правда вылезет наружу.
Куда девался купленный продукт? Возвращался на склады, а потом повторно продавался гипермаркетам? Ничего подобного. Наёмные работники, по договору, после покупки майонеза, могли делать с ним всё что угодно. Кто-то продукт употреблял сам, кто-то жертвовал в банки еды для бездомных. Но большинство, выкидывали купленный майонез на свалку.
Вот такая вот история инвестиционного успеха, одного крупного и успешного американского стартапа.
специально для MMGP.COM