Сначала Украина столкнулась с халатной и преступной властью, затем – с революцией, войной, вторжением, аннексией и вплотную приблизилась к экономическому коллапсу. Кто-то скажет, что прибегать к юридическим практикам для восстановления понесенных Украиной потерь нереально и бесперспективно. Украина не может заставить представителей старого режима и официальных должностных лиц России немедленно явиться в суд и заплатить за нанесенный ущерб, однако есть ряд правовых процедур, применяющихся по всему миру и имеющих реальные юридические последствия. Как минимум, посредством юридических механизмов можно оказывать давление с целью возвращения утерянных активов и выплаты средств. В недавней статье для Atlantic Council я проанализировал, как Украина могла бы вернуть активы, которые потеряла вследствие деятельности клептократов у власти и действий России в течении последних нескольких лет.
Читайте также: Гройсман объявил войну "налоговым белочкам"
Неизвестно, сколько высшие чиновники Украины украли за четыре года президентства Виктора Януковича. Но, как бы то ни было, цифра эта существенна (я сосредоточился на мошенничестве в сфере НДС и государственных закупок, поскольку здесь его легче отследить, и можно установить сумму потенциального грабежа; например, годовой бюджет государственных закупок составлял около $12 млрд). По самым консервативным подсчетам, масштаб мошенничества в сферах НДС и государственных закупок составляет около $30 млрд. И это только две сферы спонсируемого государством мошенничества – всего же их было гораздо больше.
На первый взгляд, кажется, что предпринять что-то для возвращения украденных активов и ресурсов сложно. Бывшие чиновники находятся вне досягаемости украинских судов, в основном на территории Российской Федерации, и лишь немногие из активов по-прежнему остаются в Украине.
Вместе с тем, ситуация не настолько безнадежна, как может показаться на первый взгляд. Поскольку бывшие украинские деятели мало верят российской правовой системе, большинство их активов находятся в юрисдикции западных стран (зачастую под теми, которые связаны с офшорами). Расположение этих активов потенциально предоставляет мощные рычаги воздействия, с помощью которых можно добиться их возвращения.
Читайте также: Гройсман "рубанул" по продажным боссам таможни
Один из подходов: применить процедуру сделки о признании вины. Хорошим примером является Грузия, где после Революции роз бывшие чиновники были поставлены перед выбором между уголовным преследованием и возвратом похищенных активов. Тогда вернули около $1 млрд.
Украинская правовая система значительно в большей степени скомпрометирована, нежели в Грузии после Революции роз. Будет сложно создать в Украине процедуру, которая позволила бы быстро вернуть утерянные страной активы. Но поскольку многие активы представителей старого режима Украины находятся под юрисдикцией западных стран, можно было бы начать с внедрения процедур возврата активов стране, например, в США (и, возможно, в Британии). Западные государства, в первую очередь Соединенные Штаты, могут иметь юрисдикцию над активами, которые были похищены или незаконно получены.
В процедурах переговоров о признании вины главное создать реальную угрозу: инициировать криминальные расследования против бывших чиновников, объявить их в розыск, чтобы предполагаемые преступники не могли покинуть Россию, а параллельно провести операцию по восстановлению гражданских активов. Когда создана реальная угроза, можно делать реальное предложение. Например, в обмен на отказ от выдвинутых обвинений предложить бывшим чиновникам право посещать ЕС и США. В свою очередь, бывший чиновник должен отдать не менее 80% незаконно полученных активов. Для бывших украинских чиновников, которые живут в Москве и задаются вопросом, как долго продержится режим Путина, подобная сделка имеет смысл. Украинцам, с одной стороны, может быть неприятно, что деятели времен режима Януковича не понесли наказания, а с другой – для страны, возможно, лучше, чтобы значительная часть утерянных активов была возвращена и использована во благо украинского народа.
Читайте также: Инсайд: СБУ устроила прокурорам Одесщины "черный день"
Сделка о признании вины может сработать, однако надеяться исключительно на американские процедуры недостаточно. Американским чиновникам, как минимум, понадобится сотрудничество со стороны Украины, а также предоставление доказательств того, что активы были украдены. Кроме того, есть еще одна проблема: станут ли западные государства помогать Украине, учитывая опасность, что возвращенные активы будут снова украдены. Главная проблема в самой Украине: украинский политический и бюрократический класс по-прежнему в значительной степени контролируется лицами, продолжающими воровать. С этим придется столкнуться, если сотрудничество с западными странами будет расширяться.
Что касается потерь от оккупации украинских территорий Российской Федерацией, то Украина должна сделать две вещи. Во-первых, подсчитать потери. Украина вряд ли получит все сразу. Тем не менее, стоит тщательно вычислить урон, нанесенный в результате вторжения и оккупации, количество погибших людей, стоимость уничтоженного имущества, бизнеса и инфраструктуры, а также потери внутренне перемещенных лиц. Рано или поздно настанет время расчета. Установив понесенные потери, Киев получит конкретную сумму, которую можно обсуждать на будущих переговорах. Чтобы подкрепить доверие к данному процессу, Украина должна создать международную бухгалтерскую коллегию, которая будет проверять и подтверждать понесенные потери.
Читайте также: СБУ взяла "на горячем" мэра Вышгорода, требовавшего астрономическую взятку (фото, видео)
Во-вторых, Украина должна сосредоточиться на рассмотрении этого вопроса в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге. Европейская конвенция по защите прав человека дает Украине инструменты для учета потерь перед международным трибуналом. Более того, существует ряд актуальных и полезных для Украины прецедентов, которые появились в результате оккупации Северного Кипра.
Украина уже инициировала два дела в ЕСПЧ, однако в этом вопросе нужен более стратегический подход. По мере того, как начинается международный процесс подсчета понесенных потерь, Украине следует инициировать ряд дел, в том числе о внутренне перемещенных лицах с Донбасса и владельцах малого бизнеса из Крыма, превратив их в поток разбирательств. Такой подход позволит этим делам быстро попадать в ЕСПЧ, создаст прецедент и будет оказывать давление для выплаты компенсаций.
Ни одно из этих решений не является быстрым, однако они позволяют создать давление как на бывших украинских чиновников, так и на Россию. Они приближают Украину к моменту, когда восстановление утерянных активов станет возможным.
источник
Читайте также: Гройсман объявил войну "налоговым белочкам"
Неизвестно, сколько высшие чиновники Украины украли за четыре года президентства Виктора Януковича. Но, как бы то ни было, цифра эта существенна (я сосредоточился на мошенничестве в сфере НДС и государственных закупок, поскольку здесь его легче отследить, и можно установить сумму потенциального грабежа; например, годовой бюджет государственных закупок составлял около $12 млрд). По самым консервативным подсчетам, масштаб мошенничества в сферах НДС и государственных закупок составляет около $30 млрд. И это только две сферы спонсируемого государством мошенничества – всего же их было гораздо больше.
На первый взгляд, кажется, что предпринять что-то для возвращения украденных активов и ресурсов сложно. Бывшие чиновники находятся вне досягаемости украинских судов, в основном на территории Российской Федерации, и лишь немногие из активов по-прежнему остаются в Украине.
Вместе с тем, ситуация не настолько безнадежна, как может показаться на первый взгляд. Поскольку бывшие украинские деятели мало верят российской правовой системе, большинство их активов находятся в юрисдикции западных стран (зачастую под теми, которые связаны с офшорами). Расположение этих активов потенциально предоставляет мощные рычаги воздействия, с помощью которых можно добиться их возвращения.
Читайте также: Гройсман "рубанул" по продажным боссам таможни
Один из подходов: применить процедуру сделки о признании вины. Хорошим примером является Грузия, где после Революции роз бывшие чиновники были поставлены перед выбором между уголовным преследованием и возвратом похищенных активов. Тогда вернули около $1 млрд.
Украинская правовая система значительно в большей степени скомпрометирована, нежели в Грузии после Революции роз. Будет сложно создать в Украине процедуру, которая позволила бы быстро вернуть утерянные страной активы. Но поскольку многие активы представителей старого режима Украины находятся под юрисдикцией западных стран, можно было бы начать с внедрения процедур возврата активов стране, например, в США (и, возможно, в Британии). Западные государства, в первую очередь Соединенные Штаты, могут иметь юрисдикцию над активами, которые были похищены или незаконно получены.
В процедурах переговоров о признании вины главное создать реальную угрозу: инициировать криминальные расследования против бывших чиновников, объявить их в розыск, чтобы предполагаемые преступники не могли покинуть Россию, а параллельно провести операцию по восстановлению гражданских активов. Когда создана реальная угроза, можно делать реальное предложение. Например, в обмен на отказ от выдвинутых обвинений предложить бывшим чиновникам право посещать ЕС и США. В свою очередь, бывший чиновник должен отдать не менее 80% незаконно полученных активов. Для бывших украинских чиновников, которые живут в Москве и задаются вопросом, как долго продержится режим Путина, подобная сделка имеет смысл. Украинцам, с одной стороны, может быть неприятно, что деятели времен режима Януковича не понесли наказания, а с другой – для страны, возможно, лучше, чтобы значительная часть утерянных активов была возвращена и использована во благо украинского народа.
Читайте также: Инсайд: СБУ устроила прокурорам Одесщины "черный день"
Сделка о признании вины может сработать, однако надеяться исключительно на американские процедуры недостаточно. Американским чиновникам, как минимум, понадобится сотрудничество со стороны Украины, а также предоставление доказательств того, что активы были украдены. Кроме того, есть еще одна проблема: станут ли западные государства помогать Украине, учитывая опасность, что возвращенные активы будут снова украдены. Главная проблема в самой Украине: украинский политический и бюрократический класс по-прежнему в значительной степени контролируется лицами, продолжающими воровать. С этим придется столкнуться, если сотрудничество с западными странами будет расширяться.
Что касается потерь от оккупации украинских территорий Российской Федерацией, то Украина должна сделать две вещи. Во-первых, подсчитать потери. Украина вряд ли получит все сразу. Тем не менее, стоит тщательно вычислить урон, нанесенный в результате вторжения и оккупации, количество погибших людей, стоимость уничтоженного имущества, бизнеса и инфраструктуры, а также потери внутренне перемещенных лиц. Рано или поздно настанет время расчета. Установив понесенные потери, Киев получит конкретную сумму, которую можно обсуждать на будущих переговорах. Чтобы подкрепить доверие к данному процессу, Украина должна создать международную бухгалтерскую коллегию, которая будет проверять и подтверждать понесенные потери.
Читайте также: СБУ взяла "на горячем" мэра Вышгорода, требовавшего астрономическую взятку (фото, видео)
Во-вторых, Украина должна сосредоточиться на рассмотрении этого вопроса в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге. Европейская конвенция по защите прав человека дает Украине инструменты для учета потерь перед международным трибуналом. Более того, существует ряд актуальных и полезных для Украины прецедентов, которые появились в результате оккупации Северного Кипра.
Украина уже инициировала два дела в ЕСПЧ, однако в этом вопросе нужен более стратегический подход. По мере того, как начинается международный процесс подсчета понесенных потерь, Украине следует инициировать ряд дел, в том числе о внутренне перемещенных лицах с Донбасса и владельцах малого бизнеса из Крыма, превратив их в поток разбирательств. Такой подход позволит этим делам быстро попадать в ЕСПЧ, создаст прецедент и будет оказывать давление для выплаты компенсаций.
Ни одно из этих решений не является быстрым, однако они позволяют создать давление как на бывших украинских чиновников, так и на Россию. Они приближают Украину к моменту, когда восстановление утерянных активов станет возможным.
источник