Блог FxPro по Forex: У Европы много вопросов без ответов
Европейские лидеры, наконец, проработали всесторонний ответ на суверенный долговой и банковский кризисы, итог отразился в детальном коммюнике, опубликованным этим утром в Брюсселе. Далее, мы приводим краткое изложение ключевых моментов документа вместе с нашей оценкой эффективности этих мер:
• После сильного давления со стороны немецкого канцлера и французского президента, Италия «обязалась» провести фискальную консолидацию и существенные структурные реформы. В первом случае целью является достижение сбалансированного бюджета к середине следующего года. Что касается структурной реформы, Белускони пообещал на законодательном уровне увеличить пенсионный возраст до 67 лет с 65 к 2026 году (слишком долго), отменить минимальные тарифы на профессиональные услуги (главное препятствие для конкурентоспособности) и пересмотреть правила увольнения (также большая проблема). На бумаге звучит ободряюще, однако очень важно, как будет проходить сама реализация; учитывая послужной список Берлускони, и его шаткое политическое положение, даже такие относительно не масштабные обязательства могут развалить его коалицию и спровоцировать новый приступ политической нестабильности.
• В документе ясно дается понять, что Греция остается в палате интенсивной терапии и при пристальном наблюдении врачами Тройки. В частности, на постоянной основе в Афинах будет размещена группа мониторинга ситуации, «чтобы консультировать и оказывать помощь» в полном осуществлении реформ. Существенная и необходимая инициатива, однако, как только греческие граждане столкнутся с этим по факту, почти наверняка, они будут реагировать враждебно.
• По стрижкам греческих долгов, после длительных консультаций с частными держателями облигаций, они, по-видимому, согласились на «добровольную» стрижку в 50%, что якобы позволит обеспечить сокращение соотношения госдолга к ВВП до 120% к 2020 году. Специфика еще не выработана, но IIF (главный переговорщик от держателей облигаций), как ожидается, примет меры на самом высоком уровне. К тому же, члены еврозоны обязались выплатить дополнительные 30 миллиардов евро, чтобы помочь подсластить сделку. На наш взгляд, частные держатели облигаций вновь поступили хорошо, стрижка приведенной текущей стоимости на 50% равна примерно 30% снижению номинальной стоимости. Большая часть греческих бондов последние два года торгуется по цене около 35. Частные держатели облигаций должны сразу соглашаться. Тем не менее, это едва ли станет последним словом, есть все шансы, учитывая ужасное состояние государственных финансов Греции, что Европа вновь потребует от держателей облигаций новых взносов со временем.
• Касательно EFSF, как и ожидалось, на саммите были одобрены два взаимодополняющих подхода: во-первых, фонд обеспечивает повышение кредитного качества новых выпусков бондов, во-вторых, финансирование идет от «богатых доноров» (частные и государственные институты и инвесторы), вероятно, в некую форму SPV. По словам президента Франции, неиспользованная часть EFSF (около 250 миллиардов евро) может быть использована четыре или пять раз (то есть EFSF будет предлагать страхование 20% и 25%). Это якобы повышает огневую мощь EFSF свыше 1 триллиона евро, не включая средства, которые идут через вариант с богатыми донорами. С нашей точки зрения, в этих заявлениях не было ничего неожиданного. Тем не менее, европейские лидеры принимают на себя большие риски с подобным предложением страховки. К тому же, будет интересен способ исполнения. Кто будет решать, доступно ли страхование конкретно для этого выпуска облигаций? Будет ли это необязательно? Смогут ли проблемные страны успешно выпускать облигации без гарантий? Если нет, тогда огневая мощь EFSF может быстро иссякнуть. К EFSF есть масса вопросов без ответов, и тех, на которые просто невозможно ответить. Может сработать, однако есть разумные основания полагать, что этого не произойдет.
• В отношении банковской рекапитализации, саммит пришел к соглашению, что коэффициент достаточности капитала для банков еврозоны должен быть поднят до 9% к середине следующего года. EBA ранее на этой неделе подтвердили, что 70 из крупнейших европейских банков должны будут в сумме увеличить капитал на 106 миллиардов долларов, чтобы соответствовать новым правилам. Что важно, национальным правительствам было предложено поучаствовать в финансировании проблемных банков, что является очень важным шагом для того, чтобы убедиться в том, что достижение целевых 9% по капиталу не будет проходить только через снижение доли заемных средств. Подобные непредвиденные обязательства, которые на себя взяли многие страны еврозоны, могут принести вред. Далее возникает серьезный вопрос, как этот капитал может быть увеличен, вероятно, частый сектор будет очень неохотно рекапитализировать греческие, португальские и испанские банки.
Учитывая эти обстоятельства, вероятно, это лучшее, на что можно надеяться, учитывая неуклюжую форму управления Европы и безнадежное положение многих стран-участниц. Это купит некоторое время, возможно, несколько месяцев. К сожалению, тем не менее, ЕС, вероятно, придется пересмотреть основные элементы пакета в следующем году, так как к этому времени будет доказано, что этого недостаточно.
Michael Derks, главный стратег FxPro.