Нефтяная отрасль страны является главной опорой экономики, и вплоть до недавнего времени дела в ней были более-менее «благополучны» относительно общей ситуации. Но бесконечно держаться она всё-таки не могла. В декабре добыча нефти продолжила быстрое падение, на 100 тыс. барр./день (минус 5,5%) по сравнению с ноябрём.
В качестве одной из причин ухудшения положения можно назвать кадровые «чистки». 26 ноября президентом нефтяной госкомпании PDVSA и министром нефти был назначен Мануэль Кеведо. До этого г-н Кеведо генеральствовал в Нацгвардии. Видимо, он был выбран исключительно по причине своей лояльности.
Клан силовиков: г-да Кеведо и Сечин начинают плодотворное сотрудничество
Дорвавшись до руководства нефтяной монополией, генерал принялся «рубить с плеча». Обвинив администрацию PDVSA в «бюрократии», «коррупции» и «саботаже», Кеведо поснимал с должностей несколько высокопоставленных менеджеров. Однако, как видим, «наведение порядка» пока оборачивается управленческим коллапсом.
Спустившись с генеральского уровня на уровень рядовых рабочих PDVSA, мы узнаем, что персоналу уже не первый месяц задерживают зарплаты. Многие в таких условиях попросту бросают работу. Или работают, мягко говоря, «спустя рукава».
Подобное отношение к работе заставляет писать заявления об увольнении и инженерный персонал на нефтепереработке. Потому что начинает игнорироваться техника безопасности — и вероятность опасного пожара либо крупной аварии становится очень высокой. Так, 29 декабря возник пожар на одной из перегонных установок.
Еще одной причиной снижения добычи стало хроническое недоинвестирование. Выручка от экспорта нефти исчезает в черной дыре венесуэльской экономики, на инвестпрограмму PDVSA уже почти ничего не остается. Если в 2014 она составляла 25 млрд. долларов США, то в 2016 — 11 млрд. В прошлом году, очевидно, падение продолжилось.
Причем далеко не все эти миллиарды вкладывались в нефтепромыслы и НПЗ. Когда Кеведо называл менеджеров PDVSA коррупционерами, он говорил чистую правду. Правда, он не стал объяснять, что собирается возглавить процесс распила.
Нефти уже не хватает для внутренних нужд — некоторые НПЗ вовсе не работают, крупнейший комплекс Paraguaná работает на 35% мощности.
Последним сокрушительным ударом для PDVSA могут стать перебои в транспортировке экспортной нефти. Два дня назад из Кюрасао пришло сообщение, что находившийся в порту танкер с венесуэльской нефтью арестован по требованию нескольких судоходных компаний. Дело в том, что PDVSA не платит не только своим работникам — практически все подрядчики компании жалуются на просрочку платежей. Упомянутым судоходным компаниям PDVSA задолжала 30 млн. долларов.