Какие отрасли вырастут на кризисе
Коммерсант.
Аквакультура
Со второй половины 2014-го в нашей стране стали активно развиваться мелкие рыбоводческие хозяйства, подобные выборгскому. В 2015-м этот тренд только усилится. Правительство уже утвердило госпрограмму развития рыбной отрасли до 2020 года, в которой 25,7 млрд руб. предусмотрены на поддержку рыбоводства.
Тема аквакультуры — искусственного разведения рыбы — стала актуальной после того, как правительство РФ ввело эмбарго на импорт рыбы из ЕС. Потеря для рынка РФ ощутимая. Около 40% продаж рыбной продукции в России до сих пор приходилось на поставки из-за рубежа. В России доля рыбоводства до сих пор была мизерной — 155,5 тыс. тонн, то есть 3,5% общего объема вылова в 2013-м. Самые дальновидные компании уже обзавелись собственными рыбными фермами. Например, "Русское море" в 2014-м продала лосося и форели, выращенных на собственных фермах, на 1 млрд руб. (выручка группы за девять месяцев 2014 года составила 13,2 млрд руб.). Лососевые фермы "Балтийского берега", крупнейшего российского переработчика, в Мурманске, уже сейчас полностью обеспечивают компанию сырьем для выпуска соленой и копченой рыбы
До 2018 года "Балтийский берег" намерен потратить на аквакультуру 15,3 млрд руб., чтобы увеличить свою долю на рынке РФ с 7% до 17%.
Платная медицина
Государственная медицина "худеет". По оценкам НИУ ВШЭ, в 2013-2014 годы бюджетные расходы на здравоохранение сократились по стране на 10%, а в Москве — на 18%.
Счетная палата РФ подсчитала, что в одном только 2013-м государственные клиники страны оказались недофинансированы на 19 млрд руб., было сокращено 35 тыс. коек в стационарах, закрыто 76 поликлиник и 306 больниц.
В 2015-м государственному здравоохранению придется еще сильнее ужиматься. Со следующего года вся медицина будет финансироваться из фондов обязательного медицинского страхования. По словам вице-мэра Москвы Леонида Печатникова, это означает, что больницы должны жить только на то, что сумеют заработать, а бюджет будет финансировать лишь капремонты, строительство и закупку техники стоимостью выше 100 тыс. руб.
От ликвидации государственных больниц выигрывают частные медицинские компании. Рынок платных медицинских услуг в РФ стабильно растет: с 2010-го по 2013-й он увеличился на 34%, до 1,21 трлн руб. Для частников всегда было проблемой открывать новые клиники из-за нехватки квалифицированных кадров, теперь это препятствие для экспансии устранено: без работы останутся тысячи врачей и медсестер. Крупнейшие частные сети — "Медси", "Мать и дитя", группа "Европейский медицинский центр" в последние годы активно строят больницы. По мнению аналитиков JPMorgan Cazenove, реформа здравоохранения подстегнет динамику рынка платных медицинских услуг, который в 2017 году превысит 1,8 трлн руб.
Тепличные хозяйства
В советские времена у каждого секретаря обкома был свой тепличный комбинат, а общая площадь теплиц в РСФСР достигала 5 тыс. га. Теперь овощеводы об этом вспоминают с ностальгией. К нынешнему времени в стране уцелело только 1,9 тыс. га теплиц. По данным ассоциации "Теплицы России", в 2013 году сбор овощей с защищенного грунта составил 615 тыс. тонн, в основном огурцов (65%), помидоров (30%), зелени и баклажанов (5%). При этом импортных овощей в страну было завезено вдвое больше — 1,1 млн тонн.
В холодное время тепличное овощеводство в России убыточно из-за высоких затрат на газ и электроэнергию для обогрева теплиц, достигающих 45-50% себестоимости овощей. Неудивительно, что до недавних пор тепличные огурцы и помидоры в России выращивали только самые стойкие — и самые дальновидные. Еще в 2012-м владелец сети "Магнит" Сергей Галицкий говорил, что начал строить тепличный комплекс "Зеленая линия" от отчаяния — сети не хватало свежих огурцов. После запрета в августе 2014 года на ввоз сельхозпродукции из ЕС в РФ, Галицкий расширяет площадь теплиц вдвое, до 83 га. Примеру "Магнита" готовы последовать Metro Cash & Carry, "Дикси" и другие крупные ритейлеры. Большие овощеводы тоже строят теплицы — на солнечном Юге России. Группа "Белая дача" всегда выращивала салаты в открытом грунте с весны до осени, а зимой импортировала их из Италии и Испании. Теперь она строит в Кисловодске теплицы на 2 га, чтобы снизить зависимость от импорта. Государство уже пообещало овощеводам субсидии по кредитам и тарифам на газ.
Фармацевтика
Любимая "таблетка оптимизма" нашего правительства — рынок лекарственных средств. По данным замглавы Минпромторга РФ Сергея Цыбы, в 2014-м объем рынка лекарств составит 827 млн руб., в 2015-м он достигнет 882 млн руб., а в 2016-м превысит 1 трлн руб.
Увеличивается и доля лекарств, произведенных в России, с 22% в 2009-м до 26,8% в 2013-м (остальное — импорт), хотя в основном за счет локализации западных препаратов. В фармацевтике государству в значительной мере удалось сделать то же самое, что и в автопроме. Многие иностранные компании — Takeda, Sanofi, NovoNordisk и другие — построили свои заводы в РФ или купили местных игроков. Всего западные компании за последние годы вложили более $1,5 млрд в локализацию, говорит Цыба. Наши производители, например "Генериум", "Биокад" или "Нанолек", в совокупности инвестировали в свое развитие десятки миллиардов рублей. "Форт" вложил в производство в Рязанской области около 5 млрд руб. Ее новый завод станет крупнейшим фармпроизводством в Европе. Ахиллесовой пятой отечественного фармрынка по-прежнему остаются субстанции (сырье для лекарств): почти 90% субстанций импортные, преимущественно китайские или индийские.
Но самое главное, что потреблению лекарств в стране есть куда расти. По данным DSM Group за 2013 год, по среднедушевому потреблению лекарств ($154 в год) Россия отстает от Великобритании ($218) и Италии ($248), не говоря уже о Японии ($660) и США ($779). Меньше нас таблеток принимают только в Бразилии ($122) и Китае ($44).
Спортивные товары
Во всем мире драйверами роста рынка спортивных товаров (одежды, обуви и инвентаря) являются спортивные мероприятия и государственные программы развития массового спорта.
Рынок спортивных товаров зависит от количества населения, которое регулярно занимается физкультурой. Таких людей в России насчитывается, по опросу ВЦИОМ, не более 24%. По данным компании Abarus Market Research, эта доля еще ниже — менее 15%. Для сравнения: в США — 40%, а в Германии — почти 60%. Олимпиада позади, а до следующего крупного спортивного мероприятия, которое бы вновь подхлестнуло интерес россиян к спорту (и покупке спортивного снаряжения), чемпионата мира по футболу — 2018, еще много времени.