Покупка интернет-портала сотовым оператором Verizon по цене в девять раз ниже, чем он стоил в 2008 году, может многому научить не только технологические стартапы, но и российских сотовых операторов
Весна 1994 года — важный момент в истории информационных технологий: 14 Марта компания Apple выпускает первый Power Macintosh, прадедушку сегодняшнего iMac. Тем временем всего в 13 милях от Купертино, в трейлере, припаркованном на территории Стэнфордского университета, зарождалась другая технологическая компания, которая стала главным интернет-порталом Америки и приобрела сотни миллионов пользователей по всему миру.
Два аспиранта Стэнфордского университета Джэрри Янг и Дэвид Фило проводили дни и ночи в небольшом трейлере, убивая часы в интернете, поедая пиццу и откладывая на потом написание своей докторской диссертации. Интернет-лихорадка поглотила двух молодых инженеров с головой: час за часом они проводили в браузере Mosaic, соревнуясь друг с другом в поисках новых интернет страниц. Найдя очередной интересный вебсайт, Джэрри и Дэвид сохраняли его в общем списке ссылок, который был доступен другим пользователям сети, а список этот назвали «Путеводитель по Всемирной паутине от Дэвида и Джерри».
Путеводитель разрастался, а его создатели стали разделять ссылки на категории. К сентябрю 1994 директория уже насчитывала свыше 2000 ссылок, а аудитория посетителей сайта разрослась далеко за пределы Стэнфордского университета. Директорию впоследствии переименовали в Yahoo, и в конце 1994 года она стала домашней страницей-директорией браузера Netscape, что и привело сотни тысяч ежедневных посетителей и превратило студенческий проект в настоящую компанию.
Потом в жизни Yahoo были инвестиции от легендарного фонда Sequoia, а спустя всего два года после запуска — IPO. В двухтысячных компании везло все меньше, Yahoo переживал взлеты и падения, а в 2008 основателя Джэрри Янга сместили с поста CEO компании. Затем последовала череда громких назначений и не менее громких отставок CEO, последней из которых стала Марисса Майер. К сожалению, Майер так и не сумела возродить былую мощь интернет-гиганта. И на прошлой неделе наконец наступила развязка в этой многолетней драме: мобильный оператор Verizon объявил о покупке Yahoo за $4,8 млрд — в девять раз меньше того, что предлагал Microsoft за компанию в 2008. Стоит обратить внимание на то, что в сделке не участвовали доли компании Yahoo в Alibaba Group (15%), а также в Yahoo Japan (35.5%), каждая из которых на сегодняшний день стоит дороже основного бизнеса компании.
Причин столь грустного падения некогда могущественного интернет-гиганта много, но одна из них, и, на мой взгляд, основная – неумение идти в ногу с технологическим прогрессом, как бы странно это ни звучало в контексте технологической компании.
Yahoo не сумело использовать в свою пользу ни один значимый интернет-тренд последних 10 лет, проиграв конкурентам во всем — социальные медиа, SaaS (программное обеспечение по заказу) и мобильные технологии, а по дороге еще и умудрились проиграть в поисковом бизнесе. Последние годы портальный бизнес Yahoo стремительно стагнировал.Тем не менее, даже сегодня Yahoo — это миллионы людей, которые пользуются почтовым сервисом Yahoo Mail, новостным сервисом Yahoo News и Yahoo Sport, а также сервисом хостинга фотографий – Flickr. Именно эти миллионы пользователей и данные о них представляют большую ценность для оператора мобильной связи Verizon, бизнес которого тоже переживает не лучшие времена.
Услуги голосовой связи, обмен текстовыми сообщениями и мобильный интернет, с точки зрения современного потребителя, — это такая же инфраструктура, как дорога или, например, ее освещение. Современный потребитель воспринимает эту инфраструктуру как данность и в скором времени вовсе не захочет за нее платить. Эпоха, когда связь и мобильный интернет будет предоставляться повсеместно бесплатно – не за горами. Перед операторами стоит стратегический вопрос, как зарабатывать деньги в этих новых реалиях?
Наиболее очевидным ответом является монетизация огромной абонентской базы за счет рекламы.
Мобильные операторы обладают огромным количеством данных о своих пользователях, например, они знают, где мы живем, с кем мы созваниваемся, в каких районах мы чаще всего бываем и как часто путешествуем. Такого рода данные вкупе с огромной базой предоставляют огромную ценность для потенциальных рекламодателей. Именно такой логикой руководствовался топ-менеджмент Verizon, принимая решение о покупке Yahoo — а также о покупке AOL годом ранее.
По словам гендиректора Verizon Лоуэла МакАдама, «поглощение Yahoo поставит Verizon в очень конкурентное положение в качестве ведущего игрока на рынке мобильных медиа, и поможет укорить потоки выручки в digital рекламе». Покупка Yahoo и AOL помимо трафика, пользователей и данных о них дает Verizon компетенции, которые сложно было бы создавать самому. Это sales house — менеджеры по продажам с существующими отношениями с рекламодателями, а также ценные для рекламодателей инструменты, такие как программатик (система автоматизированной закупки рекламного инвентаря), которых у Verizon никогда не было.
Думаю, что должно пройти еще несколько лет, перед тем как мы сможем оценить успешность сделок с Yahoo и AOL. Но планку Verizon поставила себе высокую — стать третьей в мире digital advertising компанией после Google и Facebook (на данный момент вместе они контролируют 85% всех бюджетов в digital рекламе). Несомненно, у Google и Facebook на этом рынке есть явные преимущества. Во-первых, это масштаб (огромная аудитория и огромное количествово данных), во-вторых, это техническая продвинутость рекламных инструментов. У Facebook, например, есть то, чего нет у Google и Verizon / Yahoo / AOL — это некая ценность для более молодой аудитории за счет удачной покупки Instagram, а значит, будет и рост доходов по мере взросления этой аудитории. Сегодня поколение Snapchat, возможно, даже никогда и не слышало таких названий, как Yahoo и AOL.
У конкурента Verizon, AT&T — аналогичные мысли, в прошлом году они выкупили оператора спутникового телевидения DIRECTV. Как и Verizon, AT&T видит свое будущее именно в рекламном пространстве: обе компании запустили свои аналоги Netflix (сервиса для видеостриминга), и делают большую ставку на рынок мобильной видео рекламы и видео контента. По всей видимости, в гонке за 3-е место на рынке интернет рекламы поучаствует не только Verizon.
В России мобильные операторы испытывают аналогичные трудности. В 2015 году уровень проникновения мобильной связи превысил значительные 166%, что составляет около двух СИМ-карт на одного взрослого гражданина, абонентская база уперлась в потолок. Операторы стремительно ищут способы для снижения издержек, например, за счет со-использования инфраструктуры (сотовых вышек) и в тоже время пытаются нащупать будущие точки роста далеко за пределами предоставления услуг связи и мобильного интернета.
Помимо покупки крупных digital медиа, одним из таких инструментов для поиска будущих точек роста для операторов становятся инвестиции в стартапы, как напрямую, так и через венчурные фонды.
Такие инвестиции могут дать большим операторам доступ к технологиям или новым рынкам, а для стартапов привлечение подобного инвестора означает потенциальный доступ к огромной клиентской базе оператора.
В США и Европе среди крупных телеком-операторов распространена практика инвестирования в венчурные фонды, что позволяет им одновременно получить доступ к большому количеству компаний, а также потенциально со-инвестировать паралельно с фондом в наиболее понравившиеся и наиболее перспективные с их точки зрения сатрапы. В России данная практика только зарождается, но уже сегодня мы видим растущий интерес к данному инструменту со стороны мобильных операторов.
История падения Yahoo показательна. В индустрии технологий нет такого понятия, как Too Big to Fail («слишком большой, чтобы рухнуть»). Если не удерживаться в технологическом тренде, то очень быстро можно устареть и сгинуть в пучине истории. И в первую очередь эта история должна быть показательной для Verizon и других операторов мобильной связи по всему миру, чей бизнес стремительно устаревает.
Источник: forbes.ru