Государственная фискальная служба вынесла на общественное обсуждение проект постановления КМУ «Об установлении размера минимальных оптово-отпускных и розничных цен на табачные изделия, табак и промышленные заменители табака»
В ведомстве Романа Насирова подсчитали, что минимальные цены на сигареты без фильтра правительство должно установить на уровне 15 грн/пачка, а на фильтровые - 15,74 грн/пачка. Но нужно учесть, что в МРЦ не учитывается акцизный налог с реализации, перечисляемый в местные бюджеты (т.н. розничный акциз). Он установлен в размере 5% от розничной цены.
Если через месяц, отводимый для обсуждения, правительство утвердит проект, пачка сигарет без фильтра в рознице подорожает почти до 16 грн, а за сигареты с фильтром потребителю придется «выложить» около 17 грн.
Два подхода
Причин появления проекта две. Во-первых, в конце прошлого года лоббисты некоторых крупных табачных компаний протащили в Законе «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2016 г.» поправку о том, что КМУ должен устанавливать МРЦ на табачные изделия.
Во-вторых, как следует из пояснений ГФС, по результатам 2015 г. бюджет недополучил 546,3 млн. грн поступлений от табачного акциза. Такую динамику фискалы предпочитают связывать с тем, что производители продают сигареты слишком дешево.
В тоже время, еще в начале 2016 г. Министерство финансов выступало против введения минимальных цен на сигареты, которые неизбежно сделает табачные изделия более дорогими, а, значит, и менее доступными для потребителя. Тогда сочли, что самым эффективным будет путь пересмотра действующих ставок акцизного налога в сторону увеличения адвалорной составляющей. По расчетам Минфина, это должно было принести в бюджет дополнительно 600 млн. грн поступлений.
В феврале этого года на заседании КМУ даже было принято решение рекомендовать Верховной Раде вообще отменить норму о МРЦ. Тогда правительство пришло к выводу, что она противоречит обязательствам страны в рамках ЗСТ между Украиной и ЕС. Не говоря уже о том, что очередной рост цен на сигареты может усилить социальное напряжение в стране, которое и без того близко к критическому.
Европейская практика
Нужно сказать, что и сторонники, и противники введения МРЦ аргументируют свою позицию европейской практикой налогообложения производство и оборота табачных изделий.
В частности, приводятся примеры введения минимальных цен на сигареты в таких странах как Франция, Ирландия, Бельгия, Люксембург, Греция, Австрия и Италии. Список выглядит достаточно внушительно, если не учитывать то, что МРЦ в некоторых странах Европы действовали в период 2000-2010 гг. и были отменены решениями Европейского суда (European Courtof Justice), как несоответствующие законодательству ЕС.
Аргументы Европейского суда касаются трех основных аспектов. Суд постановил, что введение МРЦ приводит к устранению экономической конкуренции, неоправданному росту доходов производителей табачной продукции и не соответствует целям общественного здравоохранения.
При этом, в действующей Директиве ЕС указано, что «производители и импортеры табака свободны в определенные максимальной розничной цены каждого из своих продуктов». Иными словами, в ЕС не против, когда производители табачных изделий идут на снижение цен и ведут свободную ценовую политику. Украинские же фискалы буквально вынуждают отечественных производителей существенно поднять цены на сигареты.
Ошибочный путь
Таким образом, введение МРЦ на табачные изделия может всерьез подпортить взаимоотношения Украины и ЕС. И, кстати, это не пустые размышления – еще в феврале этого года Глава представительства ЕС в Украине Ян Томбинский в письме Министру финансов Украины прямо указывал на противоправность введения МРЦ.
Не предусматривают введение механизма минимальных розничных цен на табачные изделия и другие международные соглашения, - в частности Рамочная Конвенция ВОЗ по борьбе против табака, ратифицированная в Украине еще в 2006 г.
Нет понятия минимальной розничной цены на табачные изделия и в самом украинском законодательстве. Напротив, в Хозяйственном Кодексе прямо установлено, что лишение предприятия возможности свободно определять отпускную цену на свою продукцию нарушает один из основополагающих принципов предпринимательской деятельности.
Минимальные цены, мало того, что больно ударят по кошельку граждан, они еще и оставят их без права выбора. Производители, имеющие более разрекламированные, престижные бренды останутся в выигрыше, производители же менее престижных брендов могут не выдержать конкуренцию и уйти с рынка. Это приведет к его полной монополизации, а вслед за монополизацией всегда и неизбежно следует очередной виток цен.
Более того, МРЦ на сигареты несут явные коррупционные риски. В отличие от ставок налогов, устанавливаемых законами, МРЦ рассчитываются государственным органом, который может попасть под «влияние» табачных компаний.
При этом внедрение минимальных розничных цен станет дополнительным бременем для наименее защищенных слоев населения, которые являются основными потребителями недорогих табачных брендов. Значительное подорожание табачной продукции скажется и на повышенные общего уровня инфляции в нашей стране.
А вот приведут ли МРЦ к росту поступлений – вопрос открытый. Скорее, затягивание ценовой «удавки» приведет к тому, что потребитель будет вынужден искать дешевую альтернативу легальным табачным изделиям на теневом рынке. Иными словами, вместо ожидаемого роста отчислений в бюджет, стана получит увеличение нелегального оборота табачных изделий. Ведь предлагаемый налоговиками уровень МРЦ автоматически увеличит цену всех реализуемых сигарет ни много ни мало, а на 50 %.
Источник
В ведомстве Романа Насирова подсчитали, что минимальные цены на сигареты без фильтра правительство должно установить на уровне 15 грн/пачка, а на фильтровые - 15,74 грн/пачка. Но нужно учесть, что в МРЦ не учитывается акцизный налог с реализации, перечисляемый в местные бюджеты (т.н. розничный акциз). Он установлен в размере 5% от розничной цены.
Если через месяц, отводимый для обсуждения, правительство утвердит проект, пачка сигарет без фильтра в рознице подорожает почти до 16 грн, а за сигареты с фильтром потребителю придется «выложить» около 17 грн.
Два подхода
Причин появления проекта две. Во-первых, в конце прошлого года лоббисты некоторых крупных табачных компаний протащили в Законе «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2016 г.» поправку о том, что КМУ должен устанавливать МРЦ на табачные изделия.
Во-вторых, как следует из пояснений ГФС, по результатам 2015 г. бюджет недополучил 546,3 млн. грн поступлений от табачного акциза. Такую динамику фискалы предпочитают связывать с тем, что производители продают сигареты слишком дешево.
В тоже время, еще в начале 2016 г. Министерство финансов выступало против введения минимальных цен на сигареты, которые неизбежно сделает табачные изделия более дорогими, а, значит, и менее доступными для потребителя. Тогда сочли, что самым эффективным будет путь пересмотра действующих ставок акцизного налога в сторону увеличения адвалорной составляющей. По расчетам Минфина, это должно было принести в бюджет дополнительно 600 млн. грн поступлений.
В феврале этого года на заседании КМУ даже было принято решение рекомендовать Верховной Раде вообще отменить норму о МРЦ. Тогда правительство пришло к выводу, что она противоречит обязательствам страны в рамках ЗСТ между Украиной и ЕС. Не говоря уже о том, что очередной рост цен на сигареты может усилить социальное напряжение в стране, которое и без того близко к критическому.
Европейская практика
Нужно сказать, что и сторонники, и противники введения МРЦ аргументируют свою позицию европейской практикой налогообложения производство и оборота табачных изделий.
В частности, приводятся примеры введения минимальных цен на сигареты в таких странах как Франция, Ирландия, Бельгия, Люксембург, Греция, Австрия и Италии. Список выглядит достаточно внушительно, если не учитывать то, что МРЦ в некоторых странах Европы действовали в период 2000-2010 гг. и были отменены решениями Европейского суда (European Courtof Justice), как несоответствующие законодательству ЕС.
Аргументы Европейского суда касаются трех основных аспектов. Суд постановил, что введение МРЦ приводит к устранению экономической конкуренции, неоправданному росту доходов производителей табачной продукции и не соответствует целям общественного здравоохранения.
При этом, в действующей Директиве ЕС указано, что «производители и импортеры табака свободны в определенные максимальной розничной цены каждого из своих продуктов». Иными словами, в ЕС не против, когда производители табачных изделий идут на снижение цен и ведут свободную ценовую политику. Украинские же фискалы буквально вынуждают отечественных производителей существенно поднять цены на сигареты.
Ошибочный путь
Таким образом, введение МРЦ на табачные изделия может всерьез подпортить взаимоотношения Украины и ЕС. И, кстати, это не пустые размышления – еще в феврале этого года Глава представительства ЕС в Украине Ян Томбинский в письме Министру финансов Украины прямо указывал на противоправность введения МРЦ.
Не предусматривают введение механизма минимальных розничных цен на табачные изделия и другие международные соглашения, - в частности Рамочная Конвенция ВОЗ по борьбе против табака, ратифицированная в Украине еще в 2006 г.
Нет понятия минимальной розничной цены на табачные изделия и в самом украинском законодательстве. Напротив, в Хозяйственном Кодексе прямо установлено, что лишение предприятия возможности свободно определять отпускную цену на свою продукцию нарушает один из основополагающих принципов предпринимательской деятельности.
Минимальные цены, мало того, что больно ударят по кошельку граждан, они еще и оставят их без права выбора. Производители, имеющие более разрекламированные, престижные бренды останутся в выигрыше, производители же менее престижных брендов могут не выдержать конкуренцию и уйти с рынка. Это приведет к его полной монополизации, а вслед за монополизацией всегда и неизбежно следует очередной виток цен.
Более того, МРЦ на сигареты несут явные коррупционные риски. В отличие от ставок налогов, устанавливаемых законами, МРЦ рассчитываются государственным органом, который может попасть под «влияние» табачных компаний.
При этом внедрение минимальных розничных цен станет дополнительным бременем для наименее защищенных слоев населения, которые являются основными потребителями недорогих табачных брендов. Значительное подорожание табачной продукции скажется и на повышенные общего уровня инфляции в нашей стране.
А вот приведут ли МРЦ к росту поступлений – вопрос открытый. Скорее, затягивание ценовой «удавки» приведет к тому, что потребитель будет вынужден искать дешевую альтернативу легальным табачным изделиям на теневом рынке. Иными словами, вместо ожидаемого роста отчислений в бюджет, стана получит увеличение нелегального оборота табачных изделий. Ведь предлагаемый налоговиками уровень МРЦ автоматически увеличит цену всех реализуемых сигарет ни много ни мало, а на 50 %.
Источник
Последнее редактирование: