Несмотря на сохранение объёмов экспорта, Россия сталкивается с трудностями в поиске покупателей на нефть, что ведёт к росту запасов в танкерах и увеличению времени доставки. По данным Bloomberg, за осень объём нефти на плавучих хранилищах увеличился более чем на 20%, а рейсы до китайских портов стали в полтора раза дольше. Это вместе с падением цены подрывает доходы бюджета от нефтяного экспорта.
К концу ноября в танкерах находилось 182 млн баррелей, что на 21% выше, чем в конце августа. Тогда Дональд Трамп повысил до 50% пошлину на российскую нефть для Индии и ввёл санкции против «Роснефти» и «Лукойла». В результате ведущие индийские компании сначала прекратили закупки, а затем начали заменять российское сырьё на нефть от неподсанкционных поставщиков. Сократили закупки и китайские переработчики.
Среднесуточные отгрузки из России остаются выше 3 млн баррелей (3,46 млн за последние четыре недели по 30 ноября), но танкеры проводят в море значительно больше времени. Например, рейс из порта Козьмино до китайских портов для ESPO в ноябре занял более 12 дней, тогда как в августе путь занимал чуть более восьми дней.
Цены на российскую нефть падают девятую неделю подряд, близко к минимумам января 2023 года. По данным Argus Media, в последнюю неделю ноября Urals из балтийских портов подешевел на $2,8 до $43,52/баррель, из черноморских — на $3,6 до $41,12, ESPO — на $1,9 до $53,92.
Дополнительные расходы возросли и из-за ударов украинских морских дронов по российским танкерам, что повысило стоимость страховки. Страхование на 7 дней для судов, идущих в черноморские порты, сейчас составляет 0,65–0,8% от стоимости судна, тогда как неделю назад — 0,6%. Несколько инцидентов, включая атаки на танкеры с нефтепродуктами у Африки и Черного моря, подтверждают повышенные риски для страховщиков.
Эксперты Центра макроэкономического анализа и прогнозирования (ЦМАКП) оценивают, что нефтегазовые доходы российского бюджета по итогам 2025 года составят 8,654 трлн рублей, недотянув до планового показателя на 2,83 трлн рублей (21%). Общие потери по семи ключевым налоговым статьям могут составить около 5 трлн рублей.
источник
уникальность