Российские власти рассматривают возможность предложить китайским компаниям строительство железной дороги Курагино–Кызыл в Туве в обмен на допуск к разработке месторождений редких и редкоземельных металлов. Об этом «Коммерсанту» сообщил спецпредставитель главы региона Владимир Донских.
По его словам, формат «инфраструктура в обмен на ресурсы» уже активно используется Китаем в Монголии. В частности, по аналогичной схеме в соседней стране планируется возведение железнодорожной ветки к пунктам пропуска «Цаган-Толгой» (Россия) — «Арц-Суурь» (Монголия).
Строящаяся линия Курагино–Кызыл рассматривается как часть Центрально-Евразийского транспортного коридора (ЦЕТК), который должен соединить Россию, западные районы Монголии и Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая. Первое соглашение о реализации проекта длиной 410 км было подписано ещё в 2008 году с бывшим сенатором Сергеем Пугачёвым. Предполагалось, что дорога обеспечит вывоз угля с Элегестского месторождения, где запасы оцениваются в 855 млн тонн. Однако проект так и не был доведён до практической стадии.
Донских сообщил, что в рамках обсуждаемого соглашения китайские компании могут получить право на добычу редкоземельных металлов на Улуг-Танзекском и Арысканском участках. Параллельно, по поручению президента РФ, к 2030 году в южной части Красноярского края должен быть создан Ангаро-Енисейский научно-производственный кластер полного цикла переработки редкоземельных металлов. Его развитие напрямую зависит от новой транспортной инфраструктуры, однако возможности федерального бюджета и РЖД ограничены. Одним из условий для инвесторов из КНР, по словам Донских, может стать создание совместного предприятия и передача технологий обогащения сложных полиметаллических руд, которые в России отсутствуют.
Улуг-Танзекское месторождение является вторым по объёму запасов лития в стране — 665,5 тыс. тонн, но пока не распределено. Лицензии на Арысканское месторождение ниобия и тантала также нет. Минимальная инвестиционная потребность только Улуг-Танзекского участка оценивается в 20 млрд рублей, указала управляющий партнёр «S+Консалтинг» Елена Лацко. В РЖД уточнили, что вопрос о целесообразности формирования ЦЕТК, включающего ветку Курагино–Кызыл–Цаган-Толгой и далее через Монголию к границе Китая, пока находится в стадии оценки.
Юрист Vegas Lex Камилла Найдина отметила, что модель «инфраструктура в обмен на ресурсы» активно применяется Китаем, в том числе в странах Африки, однако в России такая практика формально не закреплена. В то же время представитель «Росатома» Андрей Голиней подчеркнул, что Пекин вряд ли заинтересован в создании в России глубоких переделов редкоземельного сырья. По его словам, Китай стремится контролировать сырьевую базу, но не будет способствовать развитию российских технологий, чтобы сохранить существующую зависимость от китайских производителей.
источник
уникальность