Новосибирский районный суд в закрытом режиме рассматривает дело Константина Руднева, обвиняемого по статьям о насилии над гражданами, изнасиловании и насильственных действиях сексуального характера и хранении наркотиков. Все это оказалось частью его «религиозных убеждений». Секта «Ашрам Шамбалы», которую Руднев основал в 1989 году, имеет также названия «Беловодье», международная академия «Путь к счастью», «Российская тантрическая школа», Сотиданандана йога-центр, «Школа гейш» и «Школа богинь». Под разными именами открывалась дверь в одну и ту же западню.
Как получается, что человек, обобранный, потерявший контакт с близкими, подвергавшийся сексуальному насилию, продолжает настаивать на том, что вступил в организацию добровольно и не имеет претензий к ее руководителям? Именно так ведут себя адепты не только «Ашрам Шамбалы», но и многих тоталитарных сект, из-за чего организаторов таких сообществ бывает очень трудно привлечь к ответственности.
Заместитель директора Новосибирского отделения межрегиональной общественной организации «Центр религиоведческих исследований» Олег Заев выступает в суде как свидетель. Он рассказал «Известиям», что подсчитать адептов секты на сегодня невозможно. В СМИ фигурирует число 10 тыс. — но это те, кто состоял с Рудневым в переписке на момент его первого ареста в конце 90-х. Тогда глава секты продавал «неразменные пятаки», «ручки для безошибочного письма» и прочие «волшебные» предметы, причем брал недешево.
«Руднев мастерски просеивает людей, выбирая тех, чье сознание изменилось», — рассказывает Олег Заев. За 20 лет «гуру» обучил людей, которые эффективно вербуют молодежь в городах Республики Алтай, в Башкортостане и Татарстане, Краснодарском, Пермском, Приморском и Хабаровском краях, в Архангельской, Московской, Самарской, Ярославской и многих других областях. Знакомства теперь завязываются через интернет, и к 18 годам ребята и девушки уже нередко готовы отдать все «учителям» и уехать, без вести пропав для родных. Даже если Константин Руднев сядет, и сядет надолго, это не будет решением проблемы. «Может быть, для кого-нибудь произойдет ниспровержение кумира. До того каждая попытка арестовать «неуязвимого» Руднева играла на руку его последователям», — рассказывает Олег Заев. Впрочем, страдание главы религиозной организации тоже легко обратить в его «победу» в глазах адептов.
Как происходит вовлечение в секту? Обычно — от человека к человеку. Заев лично знаком с некоторыми из адептов вполне типичной в этом смысле «Ашрам Шамбалы». Например, студент старшего курса юридического факультета престижного университета пришел к выводу о трагическом несовершенстве общества. Как раз в это время он познакомился с людьми, говорившими о неограниченных перспективах личностного роста и о преобразовании мира. Мальчик рос без отца — конечно, свою роль сыграло и это. Знакомство с религиозной системой Руднева для молодого юриста до сих пор не закончилось — он член секты, не общается с близкими, привык к новому образу жизни. Для женщин, приходящих в «Школу богинь», заготовлена ловкая игра на их проблемах: кто-то хочет добиться внимания мужчин, кто-то — поработать над внешностью, кто-то — изменить отношения в семье.
Сначала «гуру» предстает в торжественных одеяниях, говорит наукообразно и утверждает, что никаких притязаний на имущество у него нет — но постепенно в сознании человека вводятся новые представления. «Это подобно накоплению микродоз яда в организме, — говорит Олег Заев. — Потом человек даже не замечает, что верить в пришельца с Сириуса — ненормально». Людей учат путешествовать автостопом, не бояться безденежья — вроде неплохо, но воспитание мужества может окончиться трагически. Спящего человека «воспитательно» сбрасывают в воду — а если не выплывет? Олег Заев говорит, что случаи гибели в секте были, но неизвестно, сможет ли суд это доказать. Например, в Новосибирске юноша, привыкший «испытывать себя» в «Ашрам Шамбалы», решил для «самосовершенствования» спрыгнуть с коммунального моста. Мать лишь через некоторое время нашла его могилу, сама расследовала обстоятельства смерти, но предъявить обвинение Рудневу не может.
Большинство потерпевших в процессе — это не «образумившиеся» адепты, а родители или родственники последователей «пришельца с Сириуса». Сами члены секты не дают показаний против своего духовного наставника — из-за этого его не удалось привлечь к ответственности в 1999, 2004 и 2008 годах. Например, девушки в секте не воспринимали сексуальные оргии как насилие; молодые люди, объявленные в розыск, уезжали снова, если их возвращали домой.
Как защититься от вербовки в секту? Эксперты советуют, во-первых, ликвидировать безграмотность, чтобы не попасться на «винегрет» из восточных учений, подобный предложенному Константином Рудневым. Если вы не занимаетесь религиоведением специально, не стоит даже разговаривать с людьми, обещающими вам «духовный рост» и «прозрение» в рамках того или иного тренинга или при вступлении в некую организацию. Если ловушка захлопнулась за кем-то из ваших близких — лучше постараться сохранить с ним доверительные отношения, а не бросаться обличать организацию, которой только выгодно прекращение общения с семьей и друзьями. Понадобится консультация психолога, а после выхода из секты — и социальная реабилитация.