Получив письмо от банка «Тинькофф кредитные системы» (ТКС) с предложением кредитной карты, Агарков исправил в присланной анкете условия: ставку кредита сделал нулевой, убрал кредитный лимит, вписал сумасшедшие штрафы за невыполнение условий договора. И отправил изготовленный документ в банк. Там его подмахнули не глядя – привыкли, что так поступают клиенты. На основании своего договора Агарков не платил процентов, которые ТКС начислял ему по карте, и, когда банк попытался взыскать их с него, суд встал на его сторону. А Тиньков обвинил его в мошенничестве и пригрозил посадить на четыре года.
Кто в этой ситуации флибустьер, а кто – нытик? Ответ очевиден.
А он
обиделся: «Боже, что за страна? Мошенники у вас герои... Халявщики и лентяи одни. Карету мне, карету!»
Агарков, конечно, не мошенник – он никого не заставлял подписывать свой вариант договора. И, конечно, герой: он выставил на посмешище не одного Тинькова, а всех наших банкиров, старающихся максимально запутать клиентов, чтобы стрясти с них побольше денег.
Вот как они это делают (возьмем пример того же ТКС Банка).
Чтобы стать клиентом ТКС, достаточно заполнить
вот такую анкету – ее получил и Агарков. Подписывая анкету, клиент соглашается с Условиями комплексного банковского обслуживания (их надо посмотреть отдельно
вот здесь) и тарифным планом – таким, какой банк сочтет нужным предложить именно ему.
В открытом доступе тарифных планов нет. Как-то раз один из клиентов выложил условия своего плана на форуме banki.ru, но такое нарушение строгой секретности было
быстро пресечено. «Возможность просмотра различных тарифов имелась по причине технической ошибки. Сейчас она исправлена. Приносим извинения за неудобства. В случае если появится возможность выбора тарифа, соответствующие тарифы обязательно будут предоставлены нашим клиентам», - написал на форуме представитель банка.
Впрочем, один из планов
выложен-таки в сети со злобными комментариями:
Согласно этому документу, клиент имеет право на нулевую ставку по кредиту в течение 55 дней после того, как совершит покупку с помощью карты. Затем, между 55-м днем после операции и моментом выставления счета-выписки по карте, клиент платит «базовую процентную ставку» – 12,9% годовых. А после – уже 0,12% в день, то есть
43,8% годовых.
Проделайте эксперимент над собой: сколько времени у вас уйдет, чтобы понять, какую именно ставку вам придется платить по кредиту?
А теперь еще раз внимательно взгляните на анкету. В ней мелким шрифтом написано следующее: «Если в настоящем Заявлении-Анкете не указано мое несогласие на включение в Программу страховой защиты заемщиков Банка, то я согласен быть застрахованным лицом по указанной Программе, а также поручаю Банку ежемесячно включать меня в указанную Программу и удерживать с меня плату в соответствии с Тарифами».
Над большим, заметным полем, в котором надо указать свои имя и фамилию, а рядом – поставить подпись, есть два маленьких квадратика, сопровождаемых надписями совсем уж миниатюрным шрифтом. Одна из надписей гласит: «Я не согласен участвовать в Программе cтраховой защиты заемщиков Банка, при этом понимаю, что в этом случае, вне зависимости от состояния моего здоровья и трудоспособности, я обязан исполнять мои обязательства перед ТКС Банк (ЗАО) в полном объеме и в установленные договором сроки».
Программа не описана ни в Условиях комплексного банковского обслуживания, ни в анкете, ни в тарифном плане, так что совершенно непонятно, защиту от чего получает клиент, у которого нет достаточно сильной лупы, чтобы прочесть этот текст. Зато он будет каждый месяц платить 0,89% своей задолженности за страховку черт знает от чего.
Кстати, а почему шрифт такой мелкий? «Это экономия, там ничего нет существенного в нашей анкете», – отвечает Тиньков.