Основным понятием, созданным для объяснения валютных курсов является паритет
покупательной способности, ППС (purchasing power parity - РРР), для формули-
ровки которого обычно привлекают так называемый закон одной цены: цена товара в одной
стране должна быть равна цене товара в другой стране; а поскольку эти цены выражаются в
разных валютах, то соотношение цен и определяет курс обмена одной валюты на другую.
Пусть Pd - внутренняя цена (domestic price) данного товара, a Pf - его цена за рубежом, в
соседней стране (foreign price). Эти цены представляют собой количества валют, национальной
для данной страны и иностранной, которые дают за единицу товара внутри страны и за рубежом.
Отношение цен и будет тем курсом, по которому одну валюту станут обменивать на другую ради
приобретения данного товара. Если бы все обмены были связаны только с этим одним товаром, то
это и был бы обменный курс,
S=Pd/Pf
определяющий цену одной единицы иностранной валюты в единицах внутренней
(национальной) валюты.
Если Toyota стоит в Японии 3,10 миллионов йен, а в США эта модель продается за 23700
долларов, то это означает, что соотношение доллара и йены равно
S=3100000/23700=130.80 йен за доллар
Но с другой стороны, каждый понимает, что выбор модели автомобиля дело очень непростое
и данная модель может плохо продаваться в США просто по той причине, что американцы
предпочитают аналогичные модели своего производства. Тогда цена авто будет заниженной, а
130.8 йен за доллар окажется слишком высокой цифрой. Автомобиль, наверное не самый лучший
товар для сравнения валют, потому что с ним связано слишком много индивидуальных
предпочтений и неэкономических соображений.
В литературе упоминается совсем простой способ сравнения покупательной способности
валют - по цене гамбургера, который является стандартным продуктом и связан с универсальным
набором исходного сырья. Но с ним также не все может быть просто: если гамбургер всюду
считается наиболее простой и недорогой закуской, то при появлении в Москве он в первые годы
шел за деликатес, и сравнение цен гамбургера в разных странах вряд ли соответствовало
тогдашнему курсу рубля; а в некоторых странах его и вовсе не едят.
Вполне понятно, что подобное определение обменного курса является сильно упрощенным,
оно принимает в рассмотрение только один товар и не учитывает многого, что имеет место в24
действительности. А на самом деле происходит торговля множеством товаров, и не только
товарами, но еще и различными услугами (которые еще сложнее сравнивать по их ценам в
разных странах). Поэтому более реалистичный вариант закона одной цены сравнивает общие
уровни цен в двух странах на группу товаров и услуг. Формула для определения обменного курса
остается той же самой, но под Pd и Pf понимаются уже средние цены некоторого набора
товаров и услуг (потребительской корзины). Такое определение обменного курса называют
абсолютным вариантом паритета покупательной способности (absolute version
of purchasing power parity).
Применяется также другая форма определения обменного курса через цены товаров по
разные стороны границы. Для большинства задач, связанных с оцениванием тенденций
экономических процессов важно не само значение обменного курса, а его изменение, происшед-
шее в течение некоторого времени под влиянием различных факторов. Если обозначить
процентное изменение цен товаров (или соответствующих потребительских корзин) через δPd и
δPf соответственно, то вызванное ими изменение (в процентах) валютного курса будет равно
δS= δPd-δPf
Это есть формула относительного варианта паритета покупательной
способности (relative version of purchasing power parity). Если упоминавшийся выше
гамбургер подорожал в Москве на 5%, а в США на 1%, то это означало бы изменение рублевого
курса доллара на 4 %.