Вопрос: Правомерно ли введение банком комиссии за пополнение срочного вклада физического лица, в том числе в случае, когда условиями соответствующего договора банковского вклада подобные комиссии не предусмотрены?
Ответ: Введение банком комиссии за пополнение срочного вклада физического лица, в том числе в случае, когда условиями соответствующего договора банковского вклада подобные комиссии не предусмотрены, неправомерно.
Обоснование: В соответствии со ст. 310 и п. 1 ст. 450 Гражданского кодекса РФ одностороннее изменение условий договора не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами или соглашением сторон.
В ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон) содержится общее правило о том, что процентные ставки по вкладам и комиссионное вознаграждение по операциям кредитной организации устанавливаются кредитной организацией по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При этом в ч. 3 ст. 29 Закона установлен запрет (за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом) на одностороннее уменьшение кредитной организацией размера процентов по срочным вкладам физических лиц, установление и увеличение комиссионного вознаграждения по операциям, связанным с такими вкладами, а также сокращение срока действия договоров, в соответствии с которыми физическими лицами вносятся срочные вклады.
Таким образом, введение банками комиссий за пополнение срочных вкладов физических лиц является неправомерным. Более того, даже включение в такие договоры условий о возможности банка в одностороннем порядке уменьшать размер процентов по этим вкладам, устанавливать и увеличивать комиссионное вознаграждение, а также сокращать срок действия договора противоречит положениям Закона.
Зачастую банки включают в срочные договоры вклада с физическими лицами ссылки на возможность в одностороннем порядке изменять тарифы за проведение операций по счетам вкладов (лицевым счетам), а не по самим вкладам.
С одной стороны, такие условия формально выглядят правомерными, так как согласно п. 3 ст. 834 ГК РФ к отношениям банка и вкладчика по счету вклада применяются правила о договоре банковского счета, которые не запрещают банку в одностороннем порядке (при наличии указания об этом в договоре) вводить и (или) изменять тарифы (комиссии), связанные с осуществлением банком операций по счету.
С другой стороны, эта же норма ст. 834 ГК РФ допускает применение к отношениям по счету вклада правил о договоре банковского счета, только если иное не предусмотрено правилами гл. 44 "Банковский вклад" ГК РФ или не вытекает из существа договора банковского вклада.
Полагаем, что существо (т.е. цели) договора срочного банковского вклада с физическим лицом, как экономически более слабой стороной, фактически присоединяющейся к типовому договору, разработанному банком, и в отношениях с которой банку запрещается в одностороннем порядке изменять ряд ключевых условий, вступает в противоречие с нормами, допускающими одностороннее изменение банком условий обслуживания счета при наличии согласия физического лица.
Кроме того, в упоминавшейся выше ч. 3 ст. 29 Закона идет речь о запрете на установление и увеличение комиссионного вознаграждения по операциям, связанным с такими вкладами. Когда для внесения вкладов открываются счета, операциями, связанными со срочными вкладами граждан, как раз и являются операции по соответствующим счетам.
А.С.Маталин
К. ю. н.
Государственная корпорация
"Агентство по страхованию вкладов"
14.01.2011