Не прошло и месяца с момента голосования в Думе по законопроекту № 249583-6, как группа сенаторов зарегистрировала законопроект, непосредственным образом касающийся регулирования рынка форекс в России.
Он был зарегистрирован под № 311101-6 как проект закона «О рынке деривативов и деятельности профильных операторов на внебиржевых финансовых рынках в Российской Федерации».
Авторы законопроекта Члены Совета Федерации Е.В.Бушмин, Б.Жамбалнимбуев, Н.А.Журавлев, С.П.Иванов, О.А.Казаковцев, В.А.Новиков, В.А.Петров, М.Х.Суюнчев, В.Ф.Чуб, Н.В.Петрушкин. Дата регистрации 8 июля 2013 года.
В отличие от авторов первого законопроекта, сенаторы исходили из нескольких других принципов.
В пояснительной записке отмечается, что Проект федерального закона «О рынке деривативов и деятельности профильных операторов на внебиржевых финансовых рынках в Российской Федерации» (далее – законопроект) построен как самостоятельный и комплексный законодательный акт, направленный на единый подход к регулированию нескольких сегментов внебиржевого рынка. В частности в сферу его деятельности попадают такие профильные операторы как:
- кредитные брокеры;
- форекс операторы;
- страховые операторы;
- финансовые советники,
Понятие форекс-оператора определяется в законопроекте следующим образом:
форекс оператор – юридическое лицо – резидент Российской Федерации или физическое лицо, постоянно проживающее на территории Российской Федерации и зарегистрированное в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющее посредническую деятельность между клиентом и поставщиком ликвидности в процессе обеспечения доступа клиента к совершению операций по маржинальной торговле деривативами;
В соответствии с проектом закона профильный оператор обязан быть «быть членом одной из саморегулируемых организаций профильных операторов, созданной по профилям соответствующих видов деятельности в рамках настоящего Федерального закона»; При этом нет упоминаний того, что для каждой профильной деятельности (например для форекс-операторов) создается единая саморигулируемая организация.
Другое отличие от законопроекта, рассмотренного Думой, введение жестких временных рамок: «С 1 июля 2014 года организации, не вступившие в саморегулируемые организации профильных операторов, не вправе осуществлять деятельность, подпадающую под регулирование настоящего Федерального закона». Кроме того до 1 января 2015 года весь персонал форекс-операторов должен пройти квалификационные экзамены.
Среди сторонников этого законопроекта отметился управляющий директор Saxo Bank Игорь Домброван, сравнивший использованный в нем подход с тем, на котором основана европейская Директива о рынках финансовых инструментов (Markets in Financial Instruments Directive (MiFID):
«Если ранее законодатели говорили о регулировании только рынка форекс (узость подобного подхода не отражает реальных потребностей рынка, прежде всего с точки зрения защищенности клиентов), то недавно на обсуждение был внесен новый комплексный законопроект «О рынке деривативов и деятельности профильных операторов на внебиржевых финансовых рынках в Российской Федерации». По сути, это некий аналог европейской Директивы о рынках финансовых инструментов (The Markets in Financial Instruments Directive — MiFID), в рамках которой обеспечивается регулирование общеевропейского рынка брокерских услуг и защита прав трейдеров и инвесторов. С учетом огромного множества финансовых инструментов универсальный закон для всех деривативов, а не только для форекс — наиболее оптимальное решение как для регулятора, так и для участников рынка и их клиентов».